С тех пор каждый год ветеранские организации получают отписки из министерства здравоохранения о том, что идет подготовительная работа к сооружению нового здания для госпиталя. Однако проходит время, а воз и ныне там.
Между тем с каждым годом число ветеранов уменьшается. На сегодня по всей стране их насчитывается 840 тысяч человек: участники Второй мировой войны, локальных военных конфликтов, ликвидаторы аварии в Чернобыле. “Им всем требуется помощь”, – отмечает председатель координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и других военных конфликтов Мурат Абдушкуров. По его словам, решение данного вопроса имеет политический смысл, ибо показывает, как государство относится к защитникам Отечества. Молодежь, отметил он, видя такое отношение, может и отказаться от службы в армии.
Воин-интернационалист, инвалид Бауыржан Жексембеков говорит: “Госпиталь нам нужен как воздух. Ветеранов войны осталось уже совсем мало, и всем им требуется медицинская помощь. Для лечения за границей нужны огромные деньги, которых у большинства из нас нет. А здесь госпиталь находился в прекрасном месте, где и сама природа лечит”.
Об этом же заявляет и Михаил Грибанов. Кавалер орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, награжденный двумя медалями “За отвагу”, он был заместителем министра здравоохранения и потому историю создания госпиталя для ветеранов войны знает хорошо.
Госпиталь был построен в 1963 году. Местом дислокации была выбрана зона, где сам воздух способствовал оздоровлению. Территория его составляла некогда 24 гектара. В 2010 году при министре здравоохранения Жаксылыке Доскалиеве часть участка была отрезана, а сам госпиталь закрыт. И с тех пор здание стоит бесхозным, половину корпусов разграбили. В строительстве нового мало кто заинтересован, считает Михаил Николаевич. Борис КАН: Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда!
Он не скрывает своего возмущения, ведь прошло уже 9 лет, и нужно решать вопрос как можно скорее, с тем чтобы помочь тем ветеранам, кто нуждается в помощи медиков.
Инвалид I группы, воевавший под Шиндандом, Андрей Сухоруков рассказывает, что в советское время в госпитале оказывали и психологическую реабилитацию воинам-интернационалистам. Здесь были кабинеты массажа, лечебной физкультуры, не говоря уже о врачах узкой специализации.
– Он нам нужен, надо что-то решать с его строительством, – говорит Андрей.
После пресс-конференции на свежем воздухе состоялась встреча ветеранов с вице-министром здравоохранения Алексеем Цоем, который заявил, что работа по строительству нового госпиталя проводится и его планируют открыть к 2020–2021 гг. Обоснование проекта подано в соответствующее министерство, затем будет составлена проектно-сметная документация. По словам вице-министра, новый госпиталь будет представлять собой многопрофильное учреждение, в котором предусмотрят все необходимое для лечения и реабилитации ветеранов.
В свою очередь воин-интернационалист Роберт Юн поднял вопрос о необходимости признания участников локальных военных конфликтов инвалидами войны, с тем чтобы облегчить доступ к лечению.
Алексей Цой пообещал поднять этот вопрос “в верхах” и решить его положительно. Также собравшиеся получили немало информации о том, как получать бесплатные лекарства и что нужно делать, если в поликлиниках не хотят лечить.
АЛМАТЫ