Об этом сегодня в Алматы на международной научно-практической конференции «Новый Уголовно-процессуальный кодекс и ключевые направления модернизации уголовного судопроизводства» заявил заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель.
«В частности, расширены категории виновных лиц, которым разрешается примиряться, в том числе по уголовным делам о тяжких деяниях — несовершеннолетним, беременным женщинам, имеющим малолетних детей, и другим. Также введена процессуальная сделка, оформляемая с согласия потерпевшего», — сообщил И.Меркель. По его словам, в общей части проекта УПК предусмотрено, что медиатор вправе с согласия сторон осуществлять процедуру медиации с самого начала до судебного расследования, то есть с момента регистрации заявления об уголовном правонарушении.
«В проекте УК предусмотрено, что лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, в том числе в порядке медиации, и загладило причиненный вред. Более того, указанная норма теперь будет носить обязательный характер. Закон «О медиации» предусматривает порядок проведения, форму и содержание медиативного договора. Согласно закону, это письменный договор о заглаживании вреда и примирении с потерпевшим. Для органа, ведущего уголовный процесс, договор является обстоятельством, исключающим уголовное преследование, в случаях, предусмотренных УПК», — заявил И.Меркель.
Заместитель Генерального прокурора подчеркнул, что вышеуказанные механизмы, предусмотренные в проектах УК и УПК, а также в Законе РК «О медиации», некоторые эксперты считают достаточными, полагая, что дальнейшее расширение прав медиаторов повлечет разглашение следственной тайны, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В ходе двухдневной конференции прошли активные дискуссии по вопросам совершенствования правовых механизмов, направленных на упрощение и повышение эффективности уголовного процесса. Предлагаемые нововведения призваны существенно упростить и ускорить работу органов следствия, максимально приблизить уголовно-процессуальный закон к общепринятым международным стандартам, усилить гарантии защиты прав и свобод граждан, вовлеченных в уголовный процесс.
Напомним, ранее первый заметитель Генерального прокурора заверял, что согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу, примирение сторон по тяжким преступлениям будет невозможно.