В преддверии большой карачаганакской "нефти" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В преддверии большой карачаганакской "нефти"

В преддверии большой карачаганакской "нефти"

Согласно данным Агентства РК по статистике, в первом полугодии инвестиции в республике выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9% - их объем составил 411,9 млрд. тенге.

  • 22 Июля 2003
  • 2215
Фото - Caravan.kz

Основными источниками вложения средств в основной капитал в январе-мае текущего года были собственные средства хозяйствующих субъектов (59,3 процента) и иностранные инвестиции (29,3%). Бюджетные средства составили 11,4 процента.
Приоритетной отраслью, разумеется, остается добыча нефти и природного газа (48%). В первом полугодии было добыто 22 млн. 62 тыс. тонн сырой нефти и 2 млн. 954,7 тыс. тонн газоконденсата, (рост соответственно на 11% и на 19%). Добыча природного газа за эти месяцы достигла 3 млрд. 323,5 млн. кубометров (11%-й прогресс), в том числе его товарный выпуск составил 3 млрд. 260,6 млн. кубометров (также больше на 11%).
В январе — мае этого года экспорт нефти и газового конденсата из Казахстана вырос на 11% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом и поднялся до уровня в 16,96 млн. тонн.
В стоимостном выражении объем экспорта нефти и газового конденсата за этот отрезок времени вырос на 71% и в целом составил $2,712 млрд. В структуре казахстанского экспорта, общий объем, которого в январе-мае вырос на 46% по сравнению с прошлым годом и достиг $4.954,2 млрд., доля минеральных продуктов представляла более 65%. При этом, через территорию России экспортировалось более 11 млн. тонн нефти, в том числе по нефтепроводу «Атырау-Самара» — 5,6 млн. тонн и трубопроводу Каспийского консорциума /КТК/ — 5,4 млн. тонн.
До конца текущего года свою лепту в экспорт нефти из Казахстана внесет и сырье из Карачаганака. Его запасы оцениваются, как известно, в пять миллиардов баррелей жидких конденсатов и 1,35 триллиона кубометров газа. Если раньше добываемые Karachaganak Integrated Organisation углеводороды экспортировались преимущественно в Россию для переработки на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, то сегодня для консорциума все более и более актуальной становится задача поиска новых покупателей.
15 июля подтвердилась информация о том, что первая нефть (конденсат) с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения поступила «в трубопровод, соединяющий Карачаганак с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК)». Компании, осваивающие месторождение, убеждены, что «этот успех является результатом тесного и эффективного сотрудничества» между КИО, Республикой Казахстан и национальной нефтегазовой компанией «КазМунайГаз».
Предполагается, что около 70% всего конденсата с Карачаганака будет экспортироваться через КТК.
КИО намерена доставлять углеводородные ресурсы с месторождения до КТК посредством собственного 635-километрового экспортного нефтепровода Карачаганак — Большой Чаган — Атырау с пропускной способностью 7 млн. тонн жидких углеводородов в год и стоимостью $350 млн. На прошлой неделе в пресс-релизе, распространенном КТК, в очередной раз напоминалось, что консорциум имеет договор о транспортировке нефти с «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», которая «является афилированным грузоотправителем ряда акционеров КТК и будет поставлять углеводородное сырье, добываемое на Карачаганакском газоконденсатном месторождении в Казахстане».
Начало реализация нефти, экспортируемой через КТК, ожидается к концу третьего квартала 2003 г., когда нефть для продажи поступит в порт Новороссийск на Чёрном море. По мнению представителей BG, имеющей 32,5% в КИО, начало реализации экспортной продукции будет означать выполнение основной цели второй фазы программы развития Карачаганакского месторождения.
Сегодня по системе КТК имеют возможность транспортировать нефть семь грузоотправителей, из числа компаний, работающих в республике. Объемы ежемесячной прокачки постепенно наращиваются и сейчас составляют 1,2 — 1,3 млн. тонн. В 2003 году в трубопровод будет поступать нефть с месторождений Тенгиз (СП «Тенгизшевройл»), Карачаганак (КИО), Арман (СП «Арман»), Алибекмола («Казахойл-Актобе») и Мартыши («Эмбамунайгаз»). Кроме того, в прошлом месяце КТК договорился о транспортировке нефти с ОАО «CNPC-Актобемунайгаз» (аффилированным грузоотправителем акционера консорциума — правительства Казахстана) и даже приступил к прокачке углеводородного сырья компании. В первых числах июля CNPC уже начала экспортировать сырую нефть по каспийскому нефтепроводу: была продана первая партия CPC Blend, которая в основном состоит из легкой нефти, добываемой на Тенгизе. В июне же, в Калгари, НК «ЛУКОЙЛ» и PetroKazakhstan Inc. подписали протокол о намерениях, согласно которому российская компания предоставит канадской доступ к основным транспортным нефтепроводам в Центральной Азии. В соответствии с положениями документа, PetroKazakhstan получит возможность ежедневно поставлять около 16 тыс. баррелей нефти на экспорт в систему Каспийского трубопроводного консорциума. Это позволит канадской компании снизить затраты на транспортировку приблизительно на $2 за баррель. Совместное предприятие «Тургай Петролеум» начнет поставку нефти с месторождения Кумколь Северный в трубопровод к концу года. Объем поставок должен со временем возрасти до 31,8 тыс. баррелей в сутки (1,5 млн. тонн в год).
В последние месяцы КТК заметно активизировал свою деятельность. Будучи единственной частной трубопроводной компанией, имеющей на территории России свою трубу, консорциум в этом месяце договорился о транспортировке нефти из Калмыкии — первое соглашение с российскими производителями (хотя российское правительство в лице Российского фонда федерального имущества, как акционер КТК, имеет вполне солидную квоту, определяемую 24-х процентной долей в проекте). Пару недель назад в Элисте генеральный директор ЗАО КТК-Р Йен Макдональд и глава государственной инвестиционной компании «КалмТЭК» Александр Басангов подписали договор о соединении трубопроводных систем.
Нефтедобывающие компании Калмыкии: «Калмпетрол», «Калмтатнефть», «Калмистерн», «Калмнефтегаз», «КалмТЭКнефтетранс» и «Югнефтегаз» традиционно отправляют продукцию по железной дороге до Тихорецка и Кропоткина, а затем ее заливают в танкеры. Считается, что транспортировка нефти по трубопроводу позволит сэкономить до $10 с тонны. Таким образом, будущее сотрудничество консорциума с калмыцкими нефтекомпаниями должно стать взаимовыгодным, тем более, что вся нефть из Калмыкии по трубопроводу пойдет исключительно на экспорт. Хотя, учитывая более чем скромные объемы добываемой нефти в республике, данные договоренности для КТК (а также для крупных российских производителей, которые выступают за скорейшее решение вопроса о демонополизации в сфере трубопроводной транспортировки углеводородов из России), имеют значение скорее как прецедент.
Как заявил в начале месяца глава BG Kazakhstan Дэйв Симмондс, для перехода ко второй фазе освоения Карачаганакского месторождения, которая должна завершиться в этом году, когда объемы добычи достигнут 200.000 баррелей в сутки, КИО необходимы новые рынки сбыта. При этом, по его мнению, прибыльность проекта должна возрасти с началом экспорта через нефтеналивной терминал КТК в Новороссийске, а переход к третьей фазе будет откладываться до устранения препятствий к увеличению добычи, поскольку «сначала нужно расширить рынок».
Возможно у КИО такое сотрудничество с КТК и получится. Тем более, что акционеры последнего недавно одобрили начало разработки проектной документации, «направленной на расширение мощностей каспийской трубопроводной системы». Реализация этого расширения предусматривает два этапа. На первом будут построены пять дополнительных насосных станций и хранилищ общим объемом 600 тыс. кубометров, поскольку на этом этапе, точнее к концу 2006 года, пропускная способность трубы должна будет увеличиться до 50 млн. тонн. (44 млн. из них — для транспортировки отечественного сырья). Максимальная же мощность трубопровода — 67 млн. тонн, будет достигнута при осуществлении второго этапа, когда станут функционировать пятнадцать нефтеперекачивающих станций и двенадцать резервуаров. Обсуждение целесообразности увеличения мощности системы может завершиться уже в этом месяце.