Основание – чиновник не справился с задачей по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары. Вангуем – новый глава Комитета торговли также не продержится на посту более года. И на то есть несколько причин.
Причина увольнения – запредельный рост цен на продукты питания. Особенно из списка СЗПТ — социально значимые продовольственные товары. В него входят основные виды продовольствия, в том числе говядина, мясо курицы, хлеб, крупы, макароны, мука, соль, овощи, сахар, растительное масло.
По данным статистики, наибольший рост цен показали именно эти товары – больше 20 процентов за 10 месяцев этого года. Это значит, что к новому году инфляция может составить и все 25 %. Эти же товары закладываются в стабилизационные фонды СПК.
Основание для увольнения – с сентября госорганом, отвечающим за единую координацию мониторинга, стабилизации и недопущения роста цен, в Казахстане стало Министерство торговли и интеграции. И конкретно — Комитет торговли.
Правда, такое решение вызывает много вопросов. Слишком все здесь притянуто за уши.
Иногда и макароны стреляют
То, что потолок цен на СЗПТ — нерыночный инструмент, говорили все, начиная с 2010 года, когда его и ввели. И уже тогда знающие люди говорили, а мы, «Караван», писали, что он может привести к дефициту на эти товары. Что и происходит последние 10 лет. Сначала это были овощи и яйца. Потом говядина. В прошлом году выстрелила картошка – именно тогда МСХ и Минторговли спорили, кто в этом виноват и что делать. В этом году сахар. Осталось для счастья дождаться дефицита хлеба и макарон.
Горячий сегодня пример: попытка Евросоюза установить потолок цен на нефть и сжиженный газ. И все поставщики, от США до Катара, в один голос говорят, что не будут поставлять Европе топливо, если этот потолок установят. Во внутренней торговле картошкой и сахаром действуют такие же законы рынка, что и в международной.
Поэтому увольнять чиновника за то, что он не успел перестроить механизм за один месяц – это, скорее, каприз, а не политическое решение.
Демократия – это правила общежития
Правительство Казахстана говорит, что мы строим рыночную экономику. В переводе на более привычный для поколения постарше язык – капитализм. Открываем любой справочник и читаем: Капитализм —экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала и получению прибыли. Последнее здесь ключевое: любое предприятие создается для извлечения прибыли. Иначе из чего получать средства для личного потребления?
Поэтому само понятие «социально значимое» для капиталиста не будет нести никакой смысловой нагрузки. Значит, он будет всячески обходить навязываемые правила, коридоры и пороги. Что, в принципе, и происходило. Антимонопольщики с завидной регулярностью сообщают о сговоре производителей и продавцов товаров, как только в обществе начинается истерика вокруг роста цен. Премьер с такой же регулярностью давал поручения. Но цены упорно росли.
Гораздо эффективнее, да и быстрее, строить отношения через идеологию. Глава государства уже дал общее направление – мы строим Новый Казахстан. Но вот с наполнением этой идеи реальными делами пока как-то не очень. Наше правительство, как и мажилис, по привычке не могут использовать свой главный ресурс в борьбе с высокими ценами – простых людей. Никто не разговаривает с населением на одном с ним языке. Отсюда и недоверие с их стороны.
Все ради блага народа
Сам Комитет торговли был создан только в январе 2022 года. То есть сразу после январских событий. И Ержан Казанбаев был его первым руководителем.
Какие задачи были поставлены перед комитетом? Разработка порядка установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ), макроэкономический анализ в целях определения пороговых значений розничных цен на СЗПТ, мониторинг цен, разработка требований к стационарным торговым объектам и оптово-распределительным центрам, разработка требований по уничтожению либо утилизации или переработке опасной и контрафактной продукции.
Что из вышеперечисленного Комитет торговли не выполнил? В рамках своих функциональных требований он сделал все, что от него требовалось. Пороговые цены на МСПТ установил? Установил. Мониторинг цен ведет? Еще как, да еще и с привлечением ресурсов Комитета госдоходов и Минцифры. Правила утилизации разработал.
Но на самом деле его уволили по другой причине. Он не смог сдержать цены. Это новое требование было выдвинуто буквально в сентябре. Полутора месяцев не прошло.
За 12 лет Астана наконец определилась с органом, ответственным за рост цен. С таким темпом через 12 лет этому министерству дадут, наконец, настоящие инструменты для регулирования цен. Вот только жирные для мира годы кончились.
На переаттестацию его
С точки зрения любого отдела кадров кандидат на должность должен отвечать минимальным требованиям, предъявляемым сотруднику. И испытательный срок должен включать в себя минимум один цикл его работы. Испытательный срок для журналиста в газете и на телевидении – неделя. Это выход одного номера газеты. Или за неделю можно прогнать человека по разным жанрам в ТВ. Для строителя – срок постройки одного дома. От недели до полугода. Для главного бухгалтера – год. За это время он должен сдать налоговую отчетность.
Какой испытательный период должен быть у председателя Комитета по торговле? Наверно, он должен определяться одним маркетинговым годом. За это время он должен наладить работу комитета, установить контакты с крупнейшими производителями и торговыми сетями, проехаться по регионам, узнать, кто что производит.
Ержан Казанбаев пришел на должность в январе 2022 года. На должности он провел полгода.
Но есть нюанс: в сентябре, после послания Президента, правительство решило, что ответственность за рост цен теперь будет нести один государственный орган – Министерство торговли. До этого Минторг и Минсельхоз тактично передавали эту ответственность друг другу. Тогда договорились, что МТИ за месяц разработает «предложения по наделению МТИ функциями уполномоченного органа по координации ценообразования и распределения продовольственных товаров по цепочке от производителя до потребителя». Если так, то по-хорошему Казабаева надо было переаттестовать, — ему ведь передали новые функции! — и снова на испытательный срок. Назначить врио. Этого не сделали. И оказалось, что молодой чиновник ничего не умеет.
Карьера на паркете
Глава Комитета торговли — должность очень сложная. И может быть очень хлебной. В отрасли крутятся триллионы денег, и от решения бастыка зависит, куда они потекут. В это кресло надо сажать прожжённого жизнью человека, способного договориться и с миллиардером, и с продавцом на рынке.
Читаем резюме Ержана Казанбаева: комплаенс-контролер АО «Экспресс Банк» (2008 год), работал в коммерческих структурах (2008-2010). Все, это весь опыт в реальной экономике будущего главы Комитета торговли. Он даже телегу не толкал на барахолке, и ни дня в кассе в магазине не отработал. У нас все-таки базарная экономика. И какую жизнь он видел?
Вся остальная карьера сплошной паркет: начальник управления финансовой поддержки предпринимательства Минэкономразвития, руководитель управления политики управления обязательствами государства Министерства экономики, заместитель директора/директор департамента развития отраслей экономики Министерства экономики, заместитель заведующего отделом социально-экономического мониторинга Администрации президента, вице-министр торговли и интеграции. Скорее всего, он умеет выстраивать отношения с людьми. Но, интересно, он хоть раз сталкивался с базарными мошенниками? А из них выходят хорошие решатели проблем для торговых компаний.
Стройная вертикаль власти
Премьер поручил уволить и работников акиматов, которые отвечают за экономику. «Караван», кстати, такое решение предсказывал полгода назад. Мы ошиблись только в уровне наказуемых. Предполагалось, что козлами отпущения станут заместители акимов. По факту уволили сотрудников областных департаментов Министерства торговли.Камикадзе категории А: названы чиновники, чья карьера зависит от расположения премьер-министра
Это, кстати, тоже подтверждает, что решение о наказании чиновников было спонтанным. Кто в здравом уме будет разрушать систему по контролю за ценами. Пусть криво, но работающую. Значит, новому руководителю придется всю систему выстраивать заново.
Увольнять же замов акимов, видимо, не позволил кадровый голод. Это все-таки единичные специалисты.
Правительство Казахстана испытывает жесткий кадровый голод. К сожалению. Увольнение главы Комитета торговли — только один пример этого. Как всякая бюрократическая структура, оно не желает принимать к себе людей со стороны. Поэтому наблюдается дефицит идей. На подобные должности должны прийти люди из бизнеса и науки, которые будут ломать систему. Может, тогда мы сможем построить Новый Казахстан.