В полной отключке: как Алматы прожил два часа без света в понедельник - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В полной отключке: как Алматы прожил два часа без света в понедельник

В полной отключке: как Алматы прожил два часа без света в понедельник

Два часа понедельника Алматы прожил без света.

  • 19 Июля 2019
  • 599
Фото - Caravan.kz

Жизнь мегаполиса встала. Троллейбусы не работали. Из метро эвакуировали недовольных пассажиров. Офисы опустели: зачем сидеть в душных кабинетах в жару, без кондиционеров и с мертвыми компьютерами.

Город быстро понял, что без электрической энергии жизнь не такая приятная. В магазинах ничего нельзя купить – половина алматинцев не держит наличные. Всё на карте. Но кассы их не принимают – тоже нет света. Наличные взять нельзя – банкоматы отключились. Еще немного, и вода из кранов исчезнет – давление обеспечивают электрические насосы. На улицах образовались пробки – около 400 светофоров потухли. Город понял, как ему нужны простые инженеры и электрики.

Как все начиналось

14 часов 13 минут. В Алматинском энергоузле произошло отключение в сети 220 кВ и 110 кВ. Причина пока неизвестна. Но, по данным совместной комиссии КЕГОК, АО “Алатау Жарык Компаниясы” (АЖК) и АО “Алматинские электрические станции” (АлЭС), из сети пропало 200 МВт электроэнергии.

На совещании в акимате Алматы главный инженер АЛЭС сообщил, что “в результате коротких замыканий в сети 110 кВ технологическими защитами были отключены 3 котла и 3 турбины на ТЭЦ-2”.

– На тот день город потреблял 1 100 МВт. Сначала мы думали, что потеряли 30–40 процентов энергии. Во вторник мы получили уточненную информацию – потери оказались меньше. Тем не менее этого хватило, чтобы обесточить треть абонентов. Затем были отключены другие подстанции – сработали системы самозащиты от перегрузок. Это нормальный процесс, – рассказал “КАРАВАНУ” Нуржан АДИЛЬБЕКОВ.

Системное отключение произошло в течение 30–35 секунд. Без света остались 40 процентов потребителей города. Были отключены три подстанции – “Таугуль”, “Ерменсай” и “Бесагаш”. Все три питают верхнюю часть города. Поэтому происшествие захватило в основном три района – Медеуский, Алмалинский и Ауэзовский.

Также диспетчеры АЖК выявили повреждение линии ЛЭП 220 КВ от подстанции “Ерменсай” до подстанции “Бесагаш”. Именно эта авария стала непосредственной причиной отключения трех подстанций. Названа причина отключения света в Алматы

Справка “КАРАВАНА”

Энергосистема Алматы сформирована в виде кольца, охватывающего город. В декабре 2013 года прежний аким города Ахметжан ЕСИМОВ торжественно открыл подстанцию “Бесагаш”, которую поставили рядом с одноименным поселком в Талгарском районе. Сам проект был рассчитан на 5 лет. За это время было введено 29 подстанций, ежегодно реконструировалось по 300 километров сетей, строили по 15 километров новых. Тогда градоначальник пообещал, что совершенная система обеспечит город устойчивым снабжением электроэнергии на следующие 20–25 лет. В принципе Есимов свое слово сдержал. Последний блэкаут в Алматы был 6 лет назад. Все это время энергокольцо отработало без больших сбоев.

Час на туда и обратно

Для ликвидации аварийной ситуации были организованы ремонтные бригады. Все подстанции энергосистемы Алматы необитаемы. В них нет постоянного персонала. Их работой управляют из диспетчерской. Но вот включить их в работу – пустить в ход рубильник – удаленно нельзя.

Все делается по схеме и человеческими руками. Это занимает время. Ремонтная бригада должна приехать на подстанцию, обследовать

оборудование, замерить параметры ее работы, убедиться, что она рабочая, есть ли повреждения, может быть включена, и только после этого задействовать рубильник. И тут начались проблемы.

Ремонтники добирались до подстанций больше часа. Причина – пробки. Светофоры не работали.

– У нас простые обычные машины, не оснащенные маяками. Нам сигналы запретили, так как мы не относимся к аварийной службе. Если бы маяки были, то работу мы сделали бы еще быстрее, – уверен заместитель главного инженера АО “АЖК”. – В среднем дорога занимала час. При всем желании.

– В нормативах время на ремонт не нормируется. Но мы рассчитывали, что бригады должны восстановить работу энергосистемы
за два с половиной часа, – продолжает Нуржан Адильбеков. – Они справились за два. Очень хороший результат. Такую оценку мы дали своим специалистам.

16 часов 29 минут. Авария на подстанциях АЖК устранена.

16 часов 52 минуты. На ТЭЦ-2 устранены неполадки. Включена часть оборудования.

А вот в метро…

То, что автоматы защиты подстанций сработали в штатном режиме, – тоже большая удача. Когда ремонтная бригада выезжает на объект, она всегда готовится к худшему. Три года назад, зимой 2016 года, сгорела трансформаторная подстанция в микрорайоне “Думан-2”. Эта ТП обеспечивала электричеством весь микрорайон. Из-за пожара он был полностью обесточен.

Наверное, самые неприятные минуты пережили пассажиры метро. Оно снабжается из четырех источников энергии. Два основных
на каждом конце линии установлены свои подстанции, запитанные от городской энергосистемы. При отключении одной из линий вся нагрузка проходит через вторую. И два резервных – на каждой станции стоят по два автомата независимого электропитания. По сути, это мощные аккумуляторы. Если один окажется сухим, автомат снова запитается от другого.

В понедельник аккумуляторы как раз и понадобились. Кстати, всего второй раз за все время работы. По нормативу мощности автоматов должно хватить на час жизнеобеспечения: свет, работу эскалаторов, движение поездов и вентиляцию станций. За это время поезда успели подойти к следующим станциям, людей высадили и вывели наверх. Как говорят энергетики метро, всё сработало в штатном режиме. После восстановления подачи электро- энергии метро заработало в обычном режиме.

Уже в понедельник в Алматы была создана комиссия из специалистов акимата города, АЖК, АлЭС и КЕГОК. Причины аварии должны быть озвучены уже на этой неделе. Аким Бакытжан САГИНТАЕВ пообещал держать ее работу “на контроле” и “информировать общественность”.

Алматы