Так уж получилось, что проблемы гендерного равенства в большей степени поднимаются женщинами. Сложился стереотип, что борьба за него — дело исключительно женское. Однако, это не так: проблема равенства касается как женщин, так и мужчин.
Есть определенные социальные институты, где в большей степени ущемляются права женщин, а есть где — мужчин.
Не буду перечислять социальные институты, где нарушаются права женщин, о них известно каждому. Остановлюсь только на ситуации с мужчинами, проживающими исключительно в странах Центральной Азии (делаю акцент на регионе, так как проблемы отличаются в зависимости от социального развития региона).
Итак:
» Мужчин принуждают служить в армии;
» Мужчин лишают или ограничивают в отцовских правах;
» Мужчины позже уходят на пенсию;
» Мужчины за одни и те же преступления получают больший срок наказания;
По части достижения гендерного равенства в мировом масштабе, получается следующее: законы о равных возможностях для женщин и мужчин существуют во всех государствах-членах ЕС (за исключением Франции) и в большинстве стран Совета Европы. Европейские страны, которые приняли законы о равных возможностях для женщин и мужчин двадцать и более лет назад, ориентировали себя на защиту прав в области рынка труда.
Со временем ситуация начала меняться, и для создания гендерного равенства в странах Европы стали вноситься изменения и в другие нормативно-правовые документы, не ограничиваясь Трудовым Кодексом.
Развитие и продвижение устранения неравенств между женщинами и мужчинами не случилось столь быстро, как ожидалось, поэтому международное сообщество и национальные правительства начали исследовать и оценивать эффективность действия правовых документов, стратегий, методов для достижения фактического, а не формального гендерного равенства.
В каждой стране нормативно-правовой документ, защищающий права и свободы женщин и мужчин называется по-разному. Так, например, в Боснии — Герцеговине документ носит название — «Закон о гендерном равенстве Боснии-Герцеговины», в Финляндии это «Акт о равенстве между женщинами и мужчинами», в Украине — закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», в Таджикистане «О государственных гарантиях равных прав мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», в Кыргызстане «Закон об основных государственных гарантиях обеспечения гендерного равенства».
В принятых документах разных стран, соответственно разное общее положение к юридическому документу, однако цель и смысл один и тот же. Несколько примеров.
Босния-Герцеговина:
Настоящий закон регулирует отношения в области гендерного равенства, способствует устранению дискриминации и гарантирует равные возможности для всех, как в общественном, так и в частном секторе, а так же запрещает прямую и косвенную дискриминацию по признаку пола.
Финляндия
Целью Акта является предупреждение дискриминации по признаку пола, а также содействие равенству между женщинами и мужчинами и, в этих целях, улучшение положения женщин, в частности, в отношении работы и занятости.
Таджикистан
Настоящий Закон регулирует отношения по обеспечению, гарантированных Конституцией Республики Таджикистан, равных прав мужчин и женщин в социальной, политической, культурной, а также в любой другой сфере и направлен на предотвращение дискриминации по признаку пола, устанавливает государственные гарантии равных возможностей лицам разного пола.
Кыргызстан
Настоящий Закон регулирует отношения по предоставлению равных прав и возможностей лиц разного пола в социальной, политической, экономической, культурной и иных областях жизнедеятельности человека. Закон защищает мужчин и женщин от дискриминации по признаку пола; направлен на утверждение прогрессивных демократических отношений мужчин и женщин на основе национальных традиций; предоставляет государственные гарантии равенства их прав.
Однако всем известно: даже подписанный закон без механизмов его реализации, работать в полную силу не будет.
Мне хочется остановиться на государственных органах, работающих в области защиты прав женщин и мужчин в странах, где данный закон подписан.
Так в Нидерландах учреждена Комиссия по равному обращению. Комиссия может в ответ на письменный запрос, проводить расследование с целью определить, имела ли место дискриминация, как оговорено в Акте о равных возможностях или в Гражданском Кодексе, и может публиковать свои заключения.
Комиссия может инициировать судебные действия с целью вынесения судебного решения о признании поведения, противоречащего настоящему Акту, незаконным или требующего запрещения или исправления такого поведения.
А в Литве в качестве органа по защите от дискриминации является омбудсмен (уполномоченный по правам человека). В полномочия омбудсмена по равным возможностям входит: расследовать жалобы, связанные с дискриминацией и сексуальным домогательством, отчитываться о выполнении закона и предоставлять рекомендации правительству по пересмотру законодательных актов.
В Словении орган по защите от дискриминации называется — Офис по равным возможностям. Он занимается мониторингом выполнения положений Акта и отдельных областей общественной жизни с точки зрения гендерного равенства, подготовкой национальной программы и мониторингом ее выполнения, написанием отчетов, сотрудничеством с НПО.
В Кыргызстане всех понемножку: и в парламенте, и в правительстве, и в местных органах власти.
Остановлюсь только на Национальном совете по вопросам женщин, семьи и гендерному развитию при Президенте Кыргызской Республики. Итак, совет обеспечивает наблюдение за исполнением закона и публикует ежегодные отчеты.
В Таджикистане, надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов, направленных на обеспечение государственных гарантий равных прав мужчин и женщин и равных возможностей их реализации осуществляется генеральным прокурором и другими прокурорами Республики Таджикистан.
Если говорить о Казахстане, то на данный момент существует только законопроект в двух черновых вариантах.
История принятия закона длится так долго, что уже впору писать книгу на тему «История Законопроекта «О равных правах и возможностях в Казахстане».
В 1995 году когда женская организация, Феминистская Лига, осуществляла проект гендерной экспертизы законодательства Республики Казахстан, появился законопроект «О равноправии между полами». В 1996 году он был направлен всем депутатом. Так случился первый опыт в законотворчестве казахстанских женских НПО.
Следующим этапом в лоббировании необходимости закона о равных правах и возможностях для женщин и мужчин стала кампания по выборам президента РК в 1998 году.
Созданная ведущими женскими НПО коалиция «Женские избирательные инициативы», обратилась с Открытым письмом к кандидатам в президенты с предложением включить в свои программы специальные меры, направленные на улучшение положения женщин.
Одной из таких мер стали разработка и принятие Закона «О равных правах и возможностях женщин и мужчин».
Открытое письмо подписали 44 казахстанские неправительственные организации.
И уже летом следующего года обязательства государства по разработке и принятию Закона «О равных правах» были включены в принятый Правительством РК «Национальный план действий по улучшению положения женщин».
Были обозначены сроки — 2000 год и ответственные за исполнение — Национальная комиссия по делам семьи и женщин и Парламент РК (по согласованию).
В 2000 г. за непосредственную разработку законопроекта взялась депутатская группа «Отбасы».
В январе 2001 года, в Нью-Йорке, при рассмотрении Первоначального Национального доклада Республики Казахстан по выполнению Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», казахстанская правительственная делегация официально заявила Комитету ООН, что законопроект разрабатывается и вскоре будет принят.
Комитет ООН, в своих рекомендациях от 26 января 2001 г. посоветовал Правительству (п.21.) «принять как можно скорее проект закона о равных возможностях, который включает сформулированное в статье I Конвенции определение дискриминации женщин» и потребовал предоставить в следующем отчете информацию о принятии и выполнении закона.
В июне 2002 г. законопроект был представлен депутатской группой «Отбасы» на международной конференции в Алматы. Тогда же была проведена экспертиза законопроекта международными экспертами ОБСЕ.
На этом процесс подготовки и продвижения законопроекта был остановлен депутатами Парламента, никаких конкретных действий со стороны Правительства по выполнению своих обязательств подготовки и принятия закона «О равных правах» также не последовало.
В декабре 2003 г. группа лидеров женских НПО предприняла лоббирующую поездку в Астану для встречи с депутатами — членами группы «Отбасы». По мнению лидеров НПО, сложившемуся после этой поездки, отношение депутатов Парламента к законопроекту изменилось в негативную сторону.
В сентябре 2004 г. срок депутатских полномочий непосредственных разработчиков инициативного законопроекта «О равных правах и возможностях женщин и мужчин» депутатов Мажилиса Парламента Татьяны Мужчиль и Бакыт Купеновой истек.
С этого момента работа над законопроектом законодательной и исполнительной ветвями власти была остановлена.
Несколько месяцев назад на круглом столе сенатор Бексултан Туткушев возглавляющий депутатскую группу «Отбасы», выразил свое мнение относительно дальнейшей судьбы законопроекта.
Г-н Туткушев считает, что данный законопроект должен «вылежать» свое время «в столе».
Вот такая трудная история у казахстанского законопроекта «О равных правах и возможностей мужчин и женщин».
И до сих пор неизвестно — сколько же потребуется Казахстану времени для поиска своего гендерного равновесия?
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru