В поисках национальных интересов - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+25 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В поисках национальных интересов

В поисках национальных интересов

Клуб Института политических решений (КИПР) 11 марта провел очередное заседание, тема которого звучала так: "Национальные интересы Казахстана: контуры и механизмы обеспечения".

  • 15 Марта 2010
  • 4420
Фото - Caravan.kz

Участники — аналитики, экономисты, политологи, бизнесмены, представители политических партий и неправительственного сектора — проанализировали процесс обеспечения и защиты национальных интересов Казахстана и выработали ряд подходов и предложений по данной проблематике.
С обретением Казахстаном своего суверенитета на первый план наряду с другими важными целями государственной политики выступила защита национальных интересов.
Ниже — фрагменты высказываний ключевых участников заседания и ряд решений, озвученных в стенах КИПР.
Андрей Чеботарев, директор Центра Актуальных исследований «Альтернатива»:
Я бы хотел остановиться на теоретических аспектах темы, т.к. она очень сложная. Ключевой вопрос здесь — концептуальное содержание национальных интересов. Казахстан обозначает его в контексте обеспечения национальной безопасности. В связи с этим единственный документ, отражающий понятие и сущность рассматриваемого явления, — Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», принятый 26 июня 1998 года.
В целом приходится констатировать, что своими определенными действиями либо бездействием государство способствуют фактическому обесцениванию национальных интересов как ключевого фактора развития казахстанского общества и государства в сознании немалой части населения республики.
В определенной степени это обстоятельство обусловлено не только сложившейся практикой функционирования политико-властной системы республики, но и официальными подходами к концептуальным основам национальных интересов Казахстана.
Таким образом, казахстанскому обществу, его институтам и отдельным гражданам по сути дела еще только предстоит осмыслить, а, может быть, даже и самим определить действительное содержание и значимость национальных интересов. Главное, чтобы они отражали все многообразие участников общественных отношений в республике, включая государство, различные социальные группы, институты гражданского общества, бизнес-сообщество и т.д., и были своего рода стержнем специфических интересов каждого из них.
Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества:
Я больше воспринимаю интересы Казахстана как субъекта мировой политики, которые являются основой его выживания. С этой точки зрения я внутренние вопросы не затрагиваю.
В основном у нас практикуется три модели взаимоотношений стран и национальных интересов: объект — объект; страна — процесс; процесс — процесс.
Выделю всего четыре основных национальных интереса Казахстана: сохранение независимости, сохранение стабильности ситуации внутри страны, участие в более перспективных мировых проектах, получение максимальной прибыли от экспорта.
И эти четыре процесса взаимодействуют с четырьмя мировыми процессами. На самом деле их больше, но я остановился на этих четырех:
1. Атомный ренессанс.
2. Передел нефтяного рынка.
3. Переход Евросоюза к Франко-германской модели.
4. Расширение охвата антитеррористической операции США в Афганистане.

Вот эти четыре процесса взаимодействуют с национальными интересами Казахстана. Что мы хотим получить? Создание неполного ядерного цикла, максимальное расширение поставок топлива, участие в строительстве АЭС, 90% готовности к созданию своего ядерного оружия.
Атомный рынок сейчас оценивается в почти 2 трлн. долларов, а может и больше. Это один из самых больших рынков в мире. Но это только деньги за строительство, а потом идет 60-летнее обслуживание, поставка топлива. И поставщика там практически не меняют. За это идет очень мощная борьба. Обратите внимание, что основными поставщиками урана являются Австралия, Канада, Казахстан, Намибия, Нигер и Россия.
В прошлом году мы стали мировым лидером по добыче урана. Т.е. одной из своих целей мы уже достигли. Этот рынок поделен между четырьмя игроками, которые сейчас друг с другом и сражаются. Казахстан должен на национальных интересах «включиться» и получить выгоду от этого передела.
В нефтяном переделе наши интересы заключаются в получении оптимальной цены за нефть, снижении давления мировых игроков, диверсификации маршрутов и получении инвестиций на новые проекты. Мировыми трендами нефтяного передела сегодня являются возможное повышение цен на нефть в связи с ситуацией в Ормузском проливе, поиск Китаем новых источников нефти, конкуренция за инвестиции и на энергетическом рынке Европы с иракской нефтью.
Национальные интересы Казахстана во франко-германской модели Евросоюза — это, прежде всего, выход на рынок Евросоюза, получение от него инвестиций. При этом конфронтация России и Евросоюза приводит к получению бонусов в регионе. Основными трендами здесь выступает переход к франко-германской модели Евросоюза, улучшение отношений с Россией, снижение значимости проектов Евросоюза по диверсификации поставщиков нефти и газа, снижение внимания России к Средней Азии.
В региональной стабильности интересы Казахстана заключаются в стабильности в стране, стабильности в странах-соседях, отсутствии беженцев, отсутствии терактов, отсутствии ситуации противостояния. При этом идут следующие процессы: обострение террористических движений в регионе, намерение США расширить антитеррористическую операцию на Север.
Алишер Тастенов, аналитик Института политических решений:
Институт политических решений провел экспертное исследование по оценке процесса обеспечения и защиты национальных интересов Казахстана.
Согласно исследованию, эксперты по-разному оценили уровни обеспечения национальных интересов, отметив, что больше всего в Казахстане реализуются интересы элитных групп. Затем идут государственные интересы. И меньше всего эксперты оценили степень осуществления интересов личности и общественные интересы. Тем самым, согласно данным оценкам, можно сказать, что в Казахстане существует несбалансированность обеспечения национальных интересов.
При этом наибольшее внимание уделяется международному сотрудничеству, политической стабильности, межнациональному согласию и территориальной целостности. Наименьшее — соблюдению законности и правопорядка, социальному обеспечению и политической модернизации.
В анализе современных процессов и структур на предмет потенциальных угроз в реализации интересов эксперты обозначили в первую очередь усиление китайского присутствия в экономике Казахстана, межэлитные столкновения, а также недостаточную государственную долю собственности в ключевых проектах в сфере недропользования и незначительное казахстанское содержание в товарах, работах, услугах в ключевых проектах в сфере недропользования.
Бурихан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований:
Некоторые государства Центральной Азии узко понимают свои национальные интересы, и поэтому происходят конфликты и неспособность договориться, скажем, по водно-энергетическим ресурсам.
Мы сами еще до сих пор не определились, что такое нация. Откуда же появится однозначный подход, что такое национальные интересы, если мы даже понятие нации не совсем одинаково понимаем?
Национальные интересы должны быть подчинены двум ключевым характеристикам: первое — это обеспечение суверенитета, национального контроля территории, людей, законодательства; второе: национальные интересы — это обеспечение развития. Мне кажется, под национальными интересами мы должны подразумевать развитие экономики, человеческого потенциала, интеллектуального потенциала, и смотреть, как система власти обеспечивает это развитие. Вот такое ключевое понятие развития, мне кажется, связано с понятием национальных интересов.
Светлана Савченко, президент Национальной Лиги потребителей Казахстана, заместитель председателя Координационного Совета СНГ по защите прав потребителей:
У нас люди потерялись, у них нет ориентира, они ничего не понимают: что за политические, что за экономические процессы происходят? У нас в Казахстане проходят жуткие процессы не просто деградации человека — люди становятся необучаемыми, теряют ориентиры.
Я считаю, что сейчас самое важное — это развитие личности, общественный контроль, о котором уже сказал президент. Общественные институты контроля должны влиять на те процессы, которые их не устраивают.
Нурлан Искаков, председатель правления Центра развития г.Алматы:
В нашем обществе нет конкуренции. У нас демократические институты не доведены до того уровня, до какого должны быть доведены. Одно слово — многопартийность. Если бы она у нас была, и партии были бы представлены так, как они должны быть представлены, и действительно было бы это волеизъявление народа, то наверняка фактор коррупции, как барьер в реализации национальных интересов, в исследовании ИПР не был бы 33%.
Гульнар Куатбаева, заведующая кафедрой «Экономика и общественная дисциплина» Международной академии бизнеса:
Единого понятия национальных интересов у нас в обществе нет. Наверное, это задача для всех нас аналитиков, чтобы подойти к единому стандарту и придать ему легитимный статус. Многие идентифицируют национальные интересы с национальной безопасностью.
Как функционируют и взаимодействуют три института гражданского общества в Казахстане: правительственный сектор, бизнес-структуры и НПО? К сожалению, взаимодействия мы пока не видим. И очень важен анализ такого института как институт прогнозирования, планирования, программирования, проектирования. Очень важно, насколько мы можем спрогнозировать ситуацию с учетом национальных интересов, состояния национальной безопасности и институтов гражданского общества.
Россияне ввели в программу обучения курс «Национальная экономика» пять лет назад. В этом курсе как раз раскрываются национальные интересы России. Наверное, необходимо и в казахстанских вузах ввести такую дисциплину.
Айдархан Кусаинов, директор консалтинговой компании «Almagest»:
В Казахстане на сегодняшний день нет сформулированных национальных интересов. В выступлении Марата Шибутова были попытки предложить национальные интересы: энергетическая безопасность, нефтяной передел. На самом деле в экономике уже давно нарушена многовекторность в силу 40% владения Китая нефтегазовыми активами.
Совершенно очевидно, что на сегодняшний день многовекторность в экономической политике нарушена, и этот факт нужно признать. Многовекторная политика — это элемент, способ отстаивания своих национальных интересов. Так, наконец, сформулируйте, в чем они заключаются.
То, что мы обсуждаем на сегодняшний день в качестве национальных интересов, — это защита территориальной целостности, межнациональное согласие, легитимные структуры. Это не национальные интересы. Действительно, в 1991-92 годах они были национальными интересами, это действительно так, потому что государство только появлялось. На сегодняшний день эти вопросы решены. И, к сожалению, они были решены, наверное, к 2000-му году и дальше, восемь лет мы живем без руля, объявляя национальными интересами внутреннюю стабильность, и все. Мне кажется, что, в первую очередь, необходимо сфокусироваться на том, в чем заключаются национальные интересы Казахстана и сформулировать их, а потом думать, как их защищать.
Ерлан Смайлов, модератор КИПР:
Подводя итоги заседания, можно резюмировать следующее: сегодня нет четко сформулированных, легитимизированных, институциональных национальных интересов. Те интересы, которые были определены в начале 90-х годах, в принципе, были реализованы, защищены.
Однако сегодня необходимо провести так называемый «апгрейд» национальных интересов. Сформулировать и модернизировать задачи в этой сфере. Уйти от парадигмы 90-х и активно переходить к парадигме нового времени с учетом современных вызовов.
Необходима разработка четкого документа — концепта национальных интересов Казахстана. Он должен быть понятен и прост, чтобы всем было понятно, куда мы идем и зачем. Это требует детализации и конкретных механизмов реализации. Те межэлитные конфликты, которые происходят, могут быть преодолены в правовом поле, через многопартийный парламент, который также является элементом контроля бюрократии. Развитие конкурентной среды в сферах государственного управления, бизнесе и обществе, наравне с обеспечением законности, равенства перед законом всех без исключения, также одни из фундаментальных элементов системы.
Через призму национальных интересов должны разрабатываться все стратегические документы. Например, типа Программы форсированного индустриально-инновационного развития, документы определяющие политику в социальной сфере. Требует разработки концепция внешней политики и другие. Интересным представляется опыт Великобритании, там экспорт технологий и высокотехнологичного оборудования, инвестиций за рубеж, продвижение отечественных товаров на экспорт, реализуются через призму национальных интересов. С помощью административно-организационных мероприятий.
Должны быть разработаны четкие и измеримые показатели, конкретная инфраструктура ответственности.
Ключевые рекомендации, выработанные участниками заседания Клуба ИПР:
— Четкое определение понятия, содержания и значимости национальных интересов;
— Легитимизация и институционализация национальных интересов;
— Разработка комплексного многоуровневого документа, с ясными общими целями развития для государства, общества и гражданина;
— Формирование конкурентной среды в политической, экономической и общественной сфере
— Создание системы прогнозирования с комплексным сценарным подходом;
— Принятие государственных решений и документов сквозь призму конкретной системы национальных интересов;
— Формирование механизма консенсуса, разрешения разногласий в межэлитных столкновениях, направление столкновений в конструктивное русло. В частности, развитие многопартийного Парламента;
— Разработка Концепции внешней политики;
— Разработка механизма широкой информационной пропаганды национальных интересов.

Материал подготовлен и предоставлен Институтом политических решений.