Правда, при этом многие партии в первые дни тратили свои усилия на выяснение отношений друг с другом и на то, чтобы изменить правила игры, совсем позабыв о дефиците времени и об электорате.
Новости из Центральной избирательной комиссии теперь поступают регулярно, как сводки с поля боя. Она в буквальном смысле слова стала «последней инстанцией» — некоторые кандидаты в депутаты и представители политических партий теперь ходят в ЦИК как на работу.
Так, всего за несколько дней от них поступила целая дюжина заявлений и предложений. Пришлось разбираться по поводу возможности или невозможности: переноса предвыборных теледебатов, объявления моратория на размещение рекламных и агитационных материалов на телеканалах, обеспечением равного доступа к СМИ во время предвыборной агитации и т.д.
Сначала восемь партий предложили Центризбиркому пересмотреть регламент проведения теледебатов партий в предвыборный агитации и перенести их с августа на сентябрь, поскольку телевизионная аудитория ограничена — не закончился период отпусков, люди заняты подготовкой детей к новому учебному году и т.д.
Потом альянс Аграрной и Гражданской партий под названием Аграрно-Индустриальный союз трудящихся (АИСТ) предложил объявить мораторий на прокручивание рекламных роликов политических партий на государственных каналах. По мнению лидеров избирательного блока, «такая ситуация создает неравные условия для агитационной деятельности политических партий, так как все они резко отличаются друг от друга по своим финансовым и материальным возможностям».
На этом, конечно, апелляции к ЦИКу вряд ли прекратятся — все еще только начинается. Но уже сегодня можно смело заявить о том, что глава Центризбиркома Загипа Балиева демонстрирует железный характер, но при этом ее действия не лишены конструктивизма. Так, она заявила, что ЦИК не видит основания для введения моратория на размещение агитационных роликов политических партий на телеканалах. Что касается равного доступа к государственным СМИ, то это равенство Центризбирком обеспечивает путем предоставления партиям и избирательным блокам права участия в теледебатах. Еще ЦИК предложил провести еще три дополнительных тура теледебатов — только за счет средств избирательных фондов партий. Партийцы, несмотря на то, что один тур обойдется им в сумму 300 тысяч тенге, возражать не стали …
Театр абсурда
Трудно себе представить, что было бы, если б ЦИК принял предложение АИСТа, к которому по вопросу введения моратория на рекламу и агитки в конце концов примкнула коммунистическая народная партия (не путать с просто коммунистической, доставшейся нам в наследство от советских времен!). Народ включает телевизор, щелкает каналы в поисках своего собственного выбора, который, кстати, гарантирован Конституцией, а его нет как нет. Хорошо партийным — они уже определились, а что делать остальным? Как искать соратников по духу? Кому отдать свой драгоценный голос?
В это же самое время партии пытаются найти и опробовать новый способ воздействия на умы, выходя на площади, разъезжая по городам и весям (вариантов масса) и призывая сограждан занять активную жизненную позицию. Народ эту позицию, между тем, уже занял — на диване, но довольно безрезультатно. Абсурд, да и только.
Не позавидуешь и наблюдателям, которым нужно составлять отчеты, а предмета исследований — агитационной кампании — нет как таковой. Никто ничего не нарушает, тишь да благодать. И совершенно непонятно, собирается страна выбирать парламент или нет.
Впрочем, выбирать собирается. И уже даже знает, КАК — все деньги, согласно заветам союза трудящихся и новых коммунистов, потрачены на «прокат видеоматериалов ЦИК, нацеленных на повышение политической культуры населения, разъяснение основных положений выборного законодательства и процедур голосования, а также повышение избирательной активности». А вот кого выбирать — тут опять большие затруднения.
Приходит сознательный избиратель на участок, а там список из десяти позиций. Нужно не просто навести сканер на первую попавшуюся строчку, если электронное голосование, или поставить галочку напротив, если это бумажный бюллетень, а сделать качественный выбор. Чтоб потом жить и не жалеть.
Сможет ли он это сделать, если «веером» обмахнуть всю страну и ввести запрет на телевизор? Так что «железная леди» Загипа Балиева, наверное, правильно поступила, вступившись, простите за каламбур, за права электората и отказав в просьбе АИСТу, который наверняка не с хлеба на воду перебивается. Если не золото, то хотя бы алюминий партия имеет точно…
Впереди планеты всей
Эти выборы могут стать историческими. Ни одна страна в мире так быстро и так решительно не вводила электронное голосование. В марте Загипа Балиева заявила, что до осенних выборов Центризбирком не сможет внедрить электронную систему голосования «Сайлау», и только в порядке эксперимента пройдет электронное голосование в трех областях и нескольких районах. Теперь решено, что эксперимент нас ожидает масштабный: компьютерное оборудование закуплено и уже поставлено во все областные центры, идет обучение персонала. Пресса могла наблюдать, как в Астане, Алматы и Кокшетау проводится генеральная репетиция с участием реальных избирателей. Пока сбоев не было. И глава ЦИК уверяет, что не будет, хотя недавно был «взломан» его сайт — злоумышленники оставили на главной странице свои бранные автографы.
Если все пройдет по плану, Казахстан можно будет занести в книгу рекордов Гиннеса. И те ожесточенные споры, которые ведутся сейчас вокруг этого вопроса (некоторые партии оставляют за собой право вплоть до бойкотирования выборов), покажутся лишь дежурным ворчанием консерваторов.
Тем не менее, почивать на лаврах еще рано. Как оказалось, и новый закон о выборах, который приветливо встретили даже международные правозащитные организации, не лишен недостатков. В частности, Загипа Балиева признала, что в казахстанском законодательстве нет понятия «политическая реклама», а потому Казахстану, учтя опыт сентябрьских парламентских выборов, нужно будет вносить изменения в законы о выборах и рекламе. Возможно, придется подумать и над вопросом эффективного использования избирательных фондов и установления над ними более жесткого контроля. Но это — дело будущего. Сейчас же электорату, ЦИКу и политическим партиям надо сосредоточиться над тем, чтобы страна получила достойный парламент максимально честным образом.
Это отнюдь непросто, поскольку уже первые дни предвыборной агитации показывают — некоторым участникам избирательного процесса трудно будет отказаться от разного рода спекуляций.