В Подмосковье установлен памятник легендарному Ту-144. К этому имеет отношение и Казахстан - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Подмосковье установлен памятник легендарному Ту-144. К этому имеет отношение и Казахстан

В Подмосковье установлен памятник легендарному Ту-144. К этому имеет отношение и Казахстан

В СССР сверхзвуковой Ту-144 совершал пассажирские перелеты только на рейсе Москва – Алма-Ата – Москва.

  • 27 Августа 2019
  • 10382
Фото - Caravan.kz

Памятник этому самолету был торжественно открыт в минувшую субботу близ Жуковского в Подмосковье. На мероприятие были приглашены и журналисты из Алматы. Они прилетели авиакомпанией «Уральские авиалинии», которая с недавних пор совершает регулярные перелеты из Южной столицы Казахстана в Международный аэропорт Жуковского.

НАША СПРАВКА:

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы, производимый в Воронеже. Является первым полетевшим и одним из двух в мире (наряду с британско-французским «Конкордом») типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались для коммерческих перевозок. Его крейсерская скорость составляла 2300—2700 км/ч, а летал он на высоте 15 000 метров. В период с ноября 1977-го по июнь 1978-го года выполнил 55 полётов с пассажирами общим количеством 3824 человек.

Через семь месяцев после его коммерческой эксплуатации после катастрофы в мае 1978 года неподалеку от подмосковного Егорьевска было решено прекратить пассажирские рейсы на Ту-144. Всего в СССР было построено 16 Ту-144. На сегодняшний день осталось семь это модели, шесть из которых находятся в России.

Существует несколько версий, почему в СССР перелет на Ту-144 из Москвы осуществлялся именно до тогдашней столицы КазССР. По одной из них на этом решении сказались теплые отношения Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с 1-м секретарем ЦК Компартии Казахстана Динмухамедом Кунаевым. По другой – тот факт, что мощностей двигателя и горючего для беспосадочного полета советского «Конкорда» на перелет до Хабаровска (самый дальний город в СССР для авиаперелетов) не хватало и Алма-Ата был самым удобным городом для «обкатки». Так или иначе, мы уже об этом не узнаем и поверим на слово инженеру по эксплуатации в конструкторском бюро Туполева Алексею Амелюшкину, который заявил корреспонденту медиа-портала Caravan.kz следующее:

— Алма-Ата — невероятно интересный и красивый город. Многие из нашей страны хотели в нём побывать. На Ту-144 уже стояли новейшие двигатели, но он мог долетать только до Алма-Аты, Ташкента, Фрунзе (тогда так назывался Бишкек) и Новосибирска. Однако выбрали столицу КазССР. Мне кажется, из-за красоты выбрали.

Именно Алексей Николаевич помог сохранить Ту-144, из которого и сделали памятник в Жуковском. Это борт №114. Он не перевозил пассажиров, а являлся летающей лабораторией. В небо он поднимался последний раз 26 июня 1999 года. После этого его перебазировали на территорию Летно-исследовательского института имени М. М. Громова и чуть не отправили на металлолом. Этому помешало то, что г-н Амелюшкин написал письмо тогдашнему губернатору Московской области Борису Громову. Глава региона запретил это делать и в итоге начался процесс по реанимации борта №114. Он длился пять лет. Специально для реализации проекта по установке Ту-144 в качестве памятника, была создана общественная организация Благотворительный фонд «Легенды Авиации». Также сотрудники Научно-инженерной компании «НИК» принимали активное участие в подготовительных, восстановительных и инженерных работах, связанных с установкой самолета на постамент. Ту-144 был полностью отреставрирован и покрашен в цвета советского «Аэрофлота».

— Деньги на все это были собраны всем миром, — рассказывает замдиректора ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского) Андрей Войтюк. – Это порядка 5 миллионов рублей. Мы обратились к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину с просьбой поддержать проведение мероприятий по сохранению памяти об этом воздушном судне. На те деньги, которые собраны, также разработана документация.

Место же для постамента жители Жуковского выбрали в ходе народного голосования — на въезде в город на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева. Туда его доставили в начале августа и выглядел легендарный Ту вот так:

Спустя две недели при помощи спецтехники его развернули на 45 градусов и поставили на три приподнятых стойки, создавая иллюзию взлетающего самолета.

24 августа монумент легенде советского авиастроения был открыт в торжественной обстановке.

— Это не просто крылатая машина, это символ достижений советской авиационной науки, — отметил на церемонии открытия глава Жуковского Юрий Прохоров.

После торжественной церемонии летчики-испытатели на истребителях Су-30МКК, МиГ-35 и самолете-бомбардировщике Ту-95 «Медведь» пролетели над городом на предельно малой высоте. Кстати, полет только одного Ту-95 обошелся в 100 тысяч рублей.

В будущем у подножия самолета хотят создать музейный павильон, а внутри фюзеляжа открыть интерактивный музей.