О расторопности похоронных бюро в городе ходят легенды. Горожане, которые последнее время столкнулись с похоронами близких, не перестают удивляться. Люди говорят: едва сообщили о смерти в полицию и скорую, их сразу начинают атаковать представители похоронных фирм, наперебой предлагающие свои прайсы. Родственники у еще не остывших тел не могут понять, как эти компании узнали о кончине близкого человека, ведь к ним еще никто не обращался.
Разгадать секрет ясновидения или сговора похоронщиков решили местные общественники.
Члены проектного офиса “Қызылжар – адалдық алаңы” и первого антикоррупционного медиацентра примерили на себя роль внуков усопшей бабушки из деревни, которую решили похоронить на городском кладбище. Вооружились скрытой камерой и отправились на погост.
“Порядок такой”
Едва они минули кладбищенские ворота, к ним подошел человек в камуфляжной форме. Поинтересовался, кого собираются хоронить, и сказал, что готов рассказать все нюансы проводов в мир иной.
– Если здесь хоронить, 73 тысячи тенге услуга кладбища стоит, то есть земельные работы: выкопать могилу, закопать, поставить крест. Если на общем основании, там 63 тысячи, – говорит человек в форме.
– Это 10 тысяч земля, да?
– Ну так, земля… Порядок такой.
Этот самый “порядок такой” стал предметом обсуждения на площадке Антикора, и выяснилось, что плата за землю на погосте – вовсе не порядок.
Амангельды САТАНОВ, руководитель проектного офиса “Қызылжар – адалдық алаңы”, рассказал, что, согласно Земельному кодексу РК, на каждого умершего гражданина для захоронения должен бесплатно выделяться участок земли площадью 6 квадратных метров.
При этом, как озвучили общественники, в похоронных бюро им так же, как и на кладбище, говорили, что за удобства мертвых или живых, которые хотят навещать усопших в элитных уголках погоста, нужно раскошеливаться.
Амангельды Сатанов подчеркнул, что в похоронном бюро, где побывали агенты под прикрытием легенды о похоронах бабушки, так и сказали: “За доплату 10–15 тысяч тенге, по договоренности “на месте” с администрацией кладбища, можно получить место ближе к входу".
Умирать нынче не по карману
А сколько должны стоить такие услуги? Чем регулируются аппетиты похоронных бюро? По мнению общественников – ничем! Казахстанка просила денег, чтобы похоронить пятилетнюю дочь
– Можем сделать вывод, что сфера ритуальных услуг является неконтролируемой. Деятельность их не лицензируется. Этические нормы нигде не прописаны. Достаточно просто открыть свое ИП, ТОО и вести этот бизнес. Поэтому цены на их услуги могут варьироваться на усмотрение предпринимателя, – сокрушается Сатанов.
На погребение умершего выплачивается единовременное пособие – 41 620 тенге. Притом что даже на так называемых общих основаниях на петропавловском кладбище за захоронение надо заплатить 63 тысячи тенге.
Кто “сливает” покойников?
А понять, как похоронщики узнают о покойниках сразу после того, как родные сообщают о смерти в полицию и скорую, общественники не смогли. Это тайна и по сей день.
Амангельды Сатанов не скрывает, что бытует мнение: ритуальные организации в сговоре с сотрудниками медучреждений либо с участковыми инспекторами получают информацию о покойниках за определенную плату.
Доказательств этому общественники не нашли. Говорят, нет обращений граждан. В то же время объясняют, что людям, которые столкнулись со смертью близких, в этот тяжелый момент не до того, чтобы писать заявления.
Под видом услуг
Антикоррупционная служба на днях во всеуслышание заявила: в похоронных делах по всей стране – серьезные коррупционные риски. За бесплатные 6 квадратов на погосте деньги берут не только в Петропавловске.
– Мы установили ряд коррупционных рисков в данной сфере. Один из них – это порядок распределения земельных участков, – сказал и. о. руководителя управления антикоррупционного мониторинга департамента превенции Агентства по противодействию коррупции Данияр ЯКУПОВ.
По словам спикера, установлено, что определенная плата имеется в ряде городов.
Причем деньги берут не за сам участок земли, а под видом сопутствующих услуг. Их оказывают администраторы кладбищ.
– В Таразе – это 11 тысяч тенге, в эту стоимость входит изготовление табличек, в Уральске на христианском кладбище – 28 тысяч тенге, на мусульманском – 39 тысяч тенге, туда же входят услуги по организации самих похорон. В Алматы цены разнятся. Эту услугу оказывает ТОО, в нижней части города – 55 тысяч тенге, в верхней – 85 тысяч тенге на Кенсайском кладбище. Если даже родственник откажется от услуги, то он в любом случае должен эти деньги заплатить. Это странно, все эти товарищества финансируются из средств местных бюджетов на содержание мест захоронения, – заявил Данияр Якупов.
Интересно, сочтут ли прокуроры всё, о чем говорят общественники и Антикор, нарушением закона. А главное – будет ли наведен порядок в смертельно важном вопросе?
Петропавловск