14 февраля 2019 года в Павлодарском городском суде подошел к концу процесс, который так или иначе смог поставить точку в неоднозначной истории, длившейся более 10 лет. Инициатором иска к Павлодарской областной больнице имени Г. Султанова стала Маргарита ПОЛЯКОВА (имя и фамилия изменены. – Прим. ред.), потерявшая ребёнка во время родов в 2008 году.
Главное требование женщины – возмещение морального вреда, который она оценила в 20 миллионов тенге. Как оказалось, жительнице Павлодара не выдали тело ребенка, что привело к годам душевных терзаний и догадок о том, что её сын может быть жив.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz, ссылаясь на базу судебных актов Верховного суда РК, делится подробностями дела, в котором отчаявшаяся мать пыталась восстановить справедливость в течение более 10 лет.
Загадочные роды
Это дело отсылает нас в далекую зиму 2008 года. Второго февраля Маргарита ПОЛЯКОВА поступила в Павлодарский областной перинатальный центр. В тот же день в 2 часа родила ребенка мужского пола ростом 50 сантиметров и весом 2700 граммов. По заключению врачей, он не подавал признаков жизни.
Спустя два дня, 4 февраля, тело ребенка было доставлено в морг, где провели патологоанатомическое исследование. Из него следовало, что асфиксия и гибель плода произошли до начала родов. Также при исследовании были обнаружены несовместимые с жизнью пороки развития.
Маргарита ПОЛЯКОВА узнала о смерти ребенка только при выписке из роддома – произошло это также 4 февраля. По её словам, она несколько раз приходила в больницу, плакала, просила показать ей место захоронения. Но ей ничего не отвечали и сказали, что больница закрыта на ремонт. Она ночами не могла спать — ей постоянно снился ребенок.
«По данным журнала регистрации трупов в судебно-медицинском морге имеется запись под №30: рожденный 02 февраля 2008 года доставлен в морг 04 февраля 2008 года и выдан на захоронение 13 февраля 2008 года. Труп выдан для погребения РИДО, свидетельство о смерти №26- 27 от 04.02.2008 г. Захоронение № 13/3-08 № 4763», — резюмируется в официальном документе.
Почему тело поступило в морг лишь спустя два дня, хотя он находится в том же здании, и где оно находилось все это время, осталось большой загадкой как для матери, так и для судебной коллегии.
Отсутствие состава преступления
Спустя четыре года женщина все-таки собралась с силами и с помощью своей матери начала писать жалобы во все инстанции. Тогда Маргарита ПОЛЯКОВА считала, что ее обманули и забрали ребенка для продажи.
Девятого апреля 2012 года госпожа Полякова обратилась к прокурору Павлодара с жалобой разобраться в этом деле. После чего была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований основных клинических протоколов по акушерству при родах.
«Согласно акту проверки установлено, что не сохранена история родов формы №96/у (в архиве в 2009 году была аварийная ситуация). М. Полякова родила плод мужского пола без признаков жизни», — сообщается в документе.
Уже 20 апреля на основании этой проверки в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления.
"Сама отказалась от ребенка"
В суде представитель ответчика с иском не согласился и заявил, что в 2008 году женщина сама отказалась от ребенка и вины больницы в этом вовсе нет.
Но судья с этой позицией не согласилась. По её мнению, вина ответчика заключается в том, что больница не выдала труп мертворожденного ребенка Маргариты ПОЛЯКОВОЙ. Таким образом, действиями ответчика нарушены личные неимущественные права истца на получение и захоронение своего ребенка.
«Доводы представителя ответчика о том, что мать ребенка отказалась от ребенка, являются голословными и не подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами», — заявила судья.
В конечном итоге 14 февраля 2019 года суд принял решение удовлетворить исковые требования Маргариты ПОЛЯКОВОЙ, но лишь частично – моральная компенсация была снижена с 20 миллионов до 500 тысяч тенге.
Ни одна из сторон с решением суда не согласилась
Уже весной 2019 года обе стороны подали апелляционные жалобы в Павлодарский областной суд.
Маргарита ПОЛЯКОВА просила изменить решение суда и все-таки увеличить сумму компенсации морального вреда до 20 миллионов тенге.
А вот представители ответчика попросили отменить предыдущее решение, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание установленный факт нахождения трупа мертворожденного ребенка в морге перинатального центра в период со 2 по 13 февраля 2019 года по вине самого истца. Именно поэтому впоследствии ребенок был захоронен как не взятый родственниками.
Но при вынесении решения 5 мая 2019 года суд остался при своем мнении и не стал удовлетворять жалобы как истца, так и ответчика. По итогам судов так и осталось неизвестным, почему тело ребенка не было выдано родственникам, но единственным плюсом можно считать установление вины роддома.