А жители и гости самого северного города страны будут хранить теплые воспоминания о музыкальных вечерах, которые им вот уже 10 лет вдохновенно дарит уличный дуэт Алексея РЖЕВИНА и Булата ЖАКУПОВА.
От скрипки до гитары
Минувшее лето, проведенное в режиме карантина, скорректировало планы многих казахстанцев. Заточенные в “скворечниках” горожане стремились сбежать на природу, а те, кто не имел такой возможности, дышали воздухом выхлопов. Для петропавловцев этот воздух, помимо тревожных разговоров о коронавирусе, был наполнен и радостью. Почти каждый будний и выходной день в период ослабления карантина ею делились уличные музыканты.
“КАРАВАН” поговорил с участником дуэта Алексеем Ржевиным и узнал о том, как он оказался на уличной сцене и почему желает всем заразиться одним вирусом.
– Родился я в Петропавловске, в детстве мечтал играть на скрипке. Мне было лет пять, когда впервые по телевизору услышал ее. И так меня потряс этот инструмент, что я подошел к родителям и попросил его купить. Папа с мамой сказали: “Посмотри на старшего брата, который собирался играть на баяне. И вот он пылится под кроватью!”. Карьера скрипача была загублена, так и не начавшись…А так, глядишь, уже окончил бы консерваторию и на улице бы не играл, а может, и играл, если бы время позволяло, – начинает разговор музыкант.
После несостоявшейся судьбы скрипача (хотя, кто знает, может, все еще впереди?) Алексей увлекся гитарой. Самостоятельно учился игре на шестиструнной, даже выступал, пока однажды не встретил коллегу по музыкальному цеху – Булата Жакупова. Тот сказал, что для профессионального уровня нужно переучиваться, а потом предложил выступать вместе. Так и образовался дуэт уличных музыкантов.
– Мы уже лет 10 выступаем на улицах Петропавловска. Продолжаем традиции, заложенные Сан Санычем – музыкантом, который уже лет 30, если не больше, играет на улицах города. Он – первооткрыватель этого направления. Мы, преемники, как его сыновья, а вот те девочки – взгляните – “внучки” Сан Саныча, – говорит Алексей, показывая на дуэт молодых девушек, исполняющих "Кукушку" незабвенного Цоя. – Так что, надеюсь, наше дело в Петропавловске не умрет.
Народные артисты
Теплое время года – единственная пора выходов на уличную сцену, в остальное время музыканты выступают в кафе и ресторанах.
– Улица – наш хлеб, это наша основная деятельность. Но, когда ввели карантин, мы, как и все, разбрелись по домам. Кафе и рестораны закрыли, музыканты стали не нужны. Коронавирус идет по планете, и непонятно, как мы будем жить дальше, – озабоченно говорит Алексей.
В разговор вступает его напарник Булат:
– Мы – настоящие народные артисты, играем для всех – от акима до бомжа. Вот Пугачева, Киркоров – артисты при Кремле (раньше были при дворе), их только за дурные деньги можно послушать, а бабушке вход на их концерты заказан.
Пугачева в столицу приезжала – 60 тысяч тенге стоил билет! Ну какая она после этого народная артистка?! А мы поем для народа.
Так что понятие “народный” надо переосмыслить.
В репертуаре уличного дуэта – шансон, в том числе русский, и классика: полонез Огинского, “Вечерняя серенада” Шуберта. Покорил мир чужими произведениями: кто пишет слова и музыку для популярнейших песен Димаша Кудайбергена
– Есть такие произведения, которые на улице нежелательно исполнять. Ведь в каком-то смысле мы – лицо города. Нашу игру слушают местные жители, гости города из разных стран – России, Украины, Италии и других. Многие удивляются, услышав наше творчество, считая уличную музыку прерогативой больших городов, – рассказывает Алексей.
Вирус добра
В разговоре музыкант упоминает Пифагора.
– Великий философ и подвижник играл на кифаре – чувствуете, как созвучно гитаре? Пифагор говорил, что музыка в лучшем ее проявлении душу лечит. Но только правильная музыка. Есть вредные для душевного здоровья звуки, например, попса, которую мы не исполняем.
В человеке, как вы знаете, есть разные энергетические центры, чакры называются. Народное пение влияет на горловую чакру, это самый сложный музыкальный стиль. Далее идет классическая музыка – она на уровне сердечной чакры, в солнечном сплетении. А еще ниже – рок, металл. Так мы доходим до самого низа, до уровня половой чакры – это попса. Нас сознательно опускают до этого уровня, – считает Алексей.
Вместе с коллегой наш собеседник пытается поднять духовный уровень слушателей, хотя иногда дуэт исполняет “Мурку” и прочий блатной репертуар.
– Когда просят спеть, исполняем, это тоже фольклор, но песня на любителя, конечно. И звучат такие произведения из наших уст редко, – признает музыкант.
Дуэт выступает не только в областном центре Северного Казахстана, но и в столице. Там, по словам Алексея, публика более раскрепощенная.
– В Нур-Султане люди не стесняются показывать свои чувства.
Однажды во время нашего выступления на мосту пожилой мужчина начал танцевать вальс. Потом подошел и поблагодарил нас. Или девочки-гимнастки исполняли разные акробатические па под нашу инструментальную музыку, – вспоминает Алексей.
Предложения от продюсеров вывести уличный формат на большую сцену музыкантам хотя и поступали, но дальше слов (чаще сказанных подшофе клиентами увеселительных заведений, где выступали артисты) дело не заходило.
– Но мы верим, что в скором времени люди потянутся к настоящей музыке, живой. Это уже происходит. Даже пения в караоке уже недостаточно публике. Люди внутренне готовы ко всему исконному, подлинному, империя золотого тельца рушится. И карантин это показал. Я надеюсь, что скоро будет цениться живое исполнение, а вместе с ним и то, о чем поется в хороших песнях, – дружба, верность, героизм. И я желаю, чтобы весь мир охватил вирус добра! – сказал нам на прощание музыкант.
НУР-СУЛТАН – ПЕТРОПАВЛОВСК