В памяти остается навсегда… - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+12 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В памяти остается навсегда…

В памяти остается навсегда…

Он родился в июле 1944 года в Чимкенте, когда до окончания войны оставалось чуть меньше года и  вся страна уже ожидала ее окончания. Разруха и полуголодное существование первых послевоенных лет – это то, что выпало на его детство. Но задора и оптимизма хватало, чтобы делать первые рисунки, создавать почти фантастические образы. Творческое начало очень рано проявилось в жизни юного Малика Байкенова, так что с годами только крепло желание рисовать необычное в самом привычном мире, показывать родную страну в ярких и неимоверно колоритных пейзажах.

  • 2 Июня 2014
  • 2068
Фото - Caravan.kz

Уже в 22 года он пришел на Чимкентский свинцовый завод в качестве художника, а затем поступил в школу-студию МХАТ, после окончания которой в августе 1973 года приехал в только что создаваемый театр музыкальной комедии в Темиртау в качестве художника-постановщика. Театр поглотил его сразу, тем более что уже определились с первой опереттой и началась творческая работа над сценографией и костюмами к «Вольному ветру» И.Дунаевского. А за 39 лет его стажа оформлено только в Карагандинском академическом театре музыкальной комедии  80 спектаклей и более 20 в  театрах  России и Казахстана:  казахский  драматический театр  имени С.Сейфуллина, русский драматический  театр имени К.Станиславского,  ТЮЗ Темиртау, театры  Петропавловска, Павлодара, Алматы, Астаны, Кривого Рога, Оренбурга, Элисты.  Искусствовед Л.Дударева писала в 1993 году о выставке работ Малика Райсхановича в областном музее изобразительного искусства Караганды: 

«Особая сложность работы Малика Байкенова  заключалась в том, что ему приходилось сталкиваться со спецификой музыкаль¬ной драматургии спектакля. Понимая невозможность перевода одного вида искусства (музыки) на язык другого, художник всегда искал ей пластическую аналогию. Отсюда веет в строгая, почти математически выстроенная композиция его эскизов, последовательная логика развития цвета, ритма, соподчиненность отдельных элементов общему. Легкость и изящество композиционного строя, утончен¬ность живописных фактур, сложное взаимопроникнове¬ние и взаимодействие евро¬пейского и ориентального ду¬ха, торжествующая мелодия цвета — вот что отличает рабо¬ты художника, делает их са¬мобытными и выразительны¬ми».  Малик Байкенов  постоянно  участвовал  в выставках  художников театра и кино, проводившихся в Москве, где отмечался неоднократно высокий уровень сценографии и костюмов художника. Свои работы Малик Райсханович экспонировал на персональных  областных и  международных выставках. Большим успехом пользовались  его картины  на выставке «Байтерек» в Президентском центре Астаны. Его творчество никогда  не обходили  своим вниманием средства массовой информации Казахстана и других стран. Деятельность главного художника Карагандинского академического театра музыкальной комедии была  отмечена грамотами и благодарственными письмами министерства культуры, Акима области.  В «Год поддержки культуры»  Малику Байкенову была присуждена премия Акима области в номинации «Лучший художник года»,  в 2003 году  —   почетный знак  министерства культуры РК « Мәдениет қайраткері», в 2005  году  —  юбилейная  медаль «Қазақстан конституциясына 10 жыл», а в 2007 году он стал заслуженным деятелем искусств Казахстана. С 1987 года Малик Байкенов  — член Союза художников СССР, а затем и Казахстана.

Одной из последних его работ стала опера Е.Брусиловского «Дударай», поставленная  в КАТМК осенью 2011 года. Это был шедевр его художественного мастерства, его таланта, его опыта. Ему внезапно стало плохо в поезде, когда театр возвращался в ноябре этого же года с гастролей в Казани и   Петропавловске. Вместе с главным администратором Еленой Арюковой его сняли с поезда в Кокчетаве, а на следующий день на театральной машине, специально присланной за ним, Малика Райсхановича привезли в Караганду. Елена Ивановна помнит все до мельчайших подробностей, и тот шок, в котором всегда пребывает любой человек, когда несчастье настигает вдали от дома.  6 июня 2012 года Малика Байкенова не стало. Это было настоящим потрясением для театра и для тех, кто очень хорошо знал этого человека.  Он оставил заметный след в театральном искусстве страны, его декорации и костюмы «живут» на сцене и будут «жить» еще много лет. Директор театра Амантай Ибраев с грустью вспоминает об этой невосполнимой утрате: «Малик Райсханович – талантливый театральный художник, отдавший нашему театру очень много лет, ведь он стоял у самых истоков его создания. Не каждый сможет быть настоящим театральным художником, ведь это  очень трудный и сложный процесс воплощения замысла от обычного эскиза до объемных декораций и окончательного варианта костюмов, в которых артисты выходят на сцену. Театр нужно любить по-особому, почти до самоотречения, и Малик Байкенов это умел. Нам всем очень трудно осознавать, что ушел еще один корифей театра, еще один талант. Но мы всегда будем помнить о нем».

   14 июня театр откроет занавес на концерте в честь его, Малика Райсхановича Байкенова, который был связан с театром  много лет и который всю свою творческую биографию,  начавшуюся в далеком 1944 году, отдал родной сцене КАТМК  и родному городу  Караганде.

С дирижером Массимо Скапинып (Италия) и Романом Калошиным

Байкенов Малик Райсханович

В Бишкеке

на гастролях

"Небесные ласточки" с режиссером Сусанной Цирюк и дирижером Романом Калошиным

после премьеры "Дударай"