В ожидании счастья - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+21 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В ожидании счастья

В ожидании счастья

Казахстанские мажилисмены настаивают на внесении поправок в закон РК "О браке и семье", а именно в статью 76, регламентирующую вопросы международного усыновления.

  • 21 Января 2004
  • 1096
Фото - Caravan.kz

Неплохо бы государству хотя бы время от времени интересоваться судьбами детей, увезенных за пределы страны, считают они.
Необходимо ужесточить контроль за процессом усыновления иностранцами наших маленьких граждан и обязательно отслеживать их дальнейшую судьбу, говорили депутаты на заседании, прошедшем на днях.
Сегодня в Казахстане поиском оптимальных вариантов для потенциальных родителей из-за бугра официально занимаются 6 зарегистрированных агентств. Сколько делают это в частном порядке, неизвестно никому, но известно, что неправительственные международные агентства работают куда активнее, поскольку из-за чрезвычайной сложности бюрократической процедуры усыновления иностранцы предпочитают обращаться к ним.
Первая попытка упростить эту процедуру была предпринята министерством юстиции республики еще два года назад. Тогда депутаты дружно «пожалели» наших сирот и оставили все, как есть, чтоб капиталистам неповадно было «расхищать» наше достояние. Раздавались даже голоса, требующие вовсе запретить подобную практику. Как будто в детские дома стоят очереди из отечественных желающих взять чужого ребенка, а мы отдаем этот «дефицит» чужому дяде. Затем, после бурных дискуссий, во время которых озвучивались версии вывоза «на органы» и в рабство, правительство утвердило новые правила усыновления казахстанских детей иностранцами. Согласно им, судьбу маленьких иммигрантов обязаны отслеживать консульские службы и дипломатические миссии. Ребенку выдается паспорт гражданина Казахстана, и в 18 лет он может самостоятельно выбрать, гражданство какой именно страны принять: вернуться ли на родину, где он, собственно, никому не нужен или остаться там, где его согрели, вырастили и воспитали. Надо сказать, что большинство «новых» родителей и не думают скрывать от долгожданных сына или дочки их настоящее происхождение и национальность — американцы, например, считают, что маленький человечек, подрастая, имеет право знать все о своих корнях и не видят никакой трагедии в разных разрезах глаз и цвете кожи. В Штатах очень спокойно и радостно относятся к созданию многодетных семей из совершенно разных приемных детей и не понимают вообще, как ребенок может быть в тягость.
Начиная с 1999 года нашими гражданами усыновлены около 12 тысяч детей, иностранцами — порядка 3 тысяч. Разница не в количестве. Разница — в силе любви. Американцы не боятся брать мальчиков и девочек с врожденным сифилисом, либо страдающих церебральным параличом, болезнью Дауна, отстающих в развитии. Они вылечат их не только с помощью новейших медицинских достижений, но и с помощью терпения и ласки. У нас такие дети обречены если не на быструю смерть, то на вечное одиночество и отвращение общества.
Абсолютно здоровых среди приемышей, уехавших за границу, нет, в то же время усыновление казахстанцами детей с тяжелыми недугами почти не встречается. Нашим гражданам подавай здоровеньких, да с хорошей наследственностью. Меж тем выборочные проверки за рубежом показали: любящая семья и лечение творят чудеса. Что касается нашумевшего случая жестокого обращение с украинскими детьми, усыновленными американской парой… Что ж, такое случается в разных семьях. Я, к примеру, часто вспоминаю встречу с молодой, хорошо уже пьющей женщиной, которую собирались лишить родительских прав. Ее шестилетний сынишка постоянно сбегал из дома от шумных попоек и ночевал на полу в чужих подъездах. Старший, десяти лет, подрабатывал на автомойке и был неоднократно избиваем мамой со товарищи, отнимавших у пацана деньги. Тоже регулярно в бегах, зимой — обитатель базара. И когда она, взглянув еще не до конца пропитыми, чистыми глазами, доверчиво сообщила, что третье дитя, девочку, родила потому, что поздно было аборт делать, я не знал, что ей сказать. Что жизнь — это нечто большее, чем просроченная беременность? Что дети ее страдают, они затравлены и несчастны, а у нас есть про них закон? Да наплевать ей на такие задушевные беседы так же, как на лишение прав. Вот и еще три потенциальных — совершенно конкретных — детдомовца. Скорее всего, и оттуда, где жизнь не сахар, эти дети будут сбегать «на волю».
Финансирование детских домов и домов ребенка в республике оставляет желать лучшего: удовлетворяется лишь наполовину, а, к примеру, в Атырауской области — только на четверть. Дома ребенка Алматинской и Восточно-Казахстанской областей «перенаселены». И хотя на среднесуточное содержание одного ребенка в детском доме запланировано от 196 до 450 тенге, в зависимости от возраста и региона, дети не получают ни полноценного питания, ни нормальной одежды.
Руководители вынуждены искать спонсоров, давать объявления с просьбами к населению о помощи хоть чем-то. Нормативы на содержание ребенка в детском доме составляют 196662 тенге в год, в доме ребенка — 300000 тенге.
Вообще автору хотелось бы понять логику приливов и отливов депутатской озабоченности этой проблемой и закономерность позывов к гуманизму. Кажется, зажали иноземцев — уж дальше некуда. Но нет, вновь будируется этот вопрос — и вновь с формулировкой «ужесточить». Возможно, правы те, кто высказывается за создание нового ведомства, занимающегося исключительно проблемами одиноких детей. Злые языки утверждают, что истомившиеся по счастью иностранцы готовы выложить немалые денежки, чтобы поскорее обрести его. Если это так, то ужесточение процедуры усыновления для кого-то становится все более выгодным. Ясно, что до лучезарности страны без сирот нам еще далековато. Активные противники «утечки» сирот в благополучные страны, говорят прежде всего о демографической ситуации. Что ж, специалисты считают, что она близка к катастрофической — по сравнению с 1999 годом численность населения республики снизилась в 1,5 раза. Но вряд ли даже несколько тысяч не отданных в заморские руки девочек и мальчиков «сделают погоду» на демографическом фронте. По официальным данным, в Казахстане — 88 тысяч детей, оставшихся без попечения, лишь 30 процентов из них — сироты, у остальных родители живы, но либо лишены родительских прав, либо сами в свое время отказались от них. И число таких детей постоянно растет.
…Их подкидывают на детдомовские пороги студентки, от них, рожденных с патологией (каждый шестой в стране), отказываются уже в палате вполне обеспеченные мамы, их «забывают» на вокзалах алкоголички…
Нужно бороться с причинами — тогда изменится и следствие. А пока давайте не будем видеть в каждом иностранце монстра-охотника за органами и не станем брать на душу грех: не дать кому-то шанса найти родителей, пусть чужеземных. Честное слово, нас не убудет — сирот на всех и надолго хватит.