Казахстанские эмитенты, предлагавшие большей частью лишь долговые инструменты (облигации), начинают проводить подписку на свои акции.
И хотя на свободном рынке эти бумаги пока в ограниченном количестве, можно с уверенностью говорить о том, что IPO (первичное размещение акций), о котором все чаще заявляют отечественные компании, уже не за горами.
В перспективе одного-двух лет Казахстан наверняка ожидает акционерный бум и по крайней мере несколько «народных» IPO.
В июле сразу несколько эмитентов финансового сектора (а именно коммерческие банки рассматриваются как реальные кандидаты на проведение IPO) заявили о размещении своих акций среди неограниченного круга инвесторов. Особенностью этого размещения стало то, что практически во всех случаях действующие акционеры (или их часть) не воспользовалась правом преимущественной покупки акций, и банки, так сказать, были вынуждены размещать их на открытом рынке. Хотя последнее утверждение носит спорный характер. Этот рынок открыт только для подписчиков, сумевших вовремя и грамотно воспользоваться уникальной возможностью стать акционером (многие желающие этого сделать не сумели).
Информированность и оперативность состоявшихся подписчиков материально вознаграждена: акции на первичном рынке продаются по номинальной стоимости, которая гораздо ниже рыночной, уже зафиксированной на вторичном рынке.
«Эмитентская активизация» расценивается многими экспертами как необходимый шаг. Нет, не в целях развития фондового рынка в целом (к этому отношение эгоистическое), а в целях развития собственного бизнеса.
Аналитики международных рейтинговых агентств уже давно обращали внимание на то, что казахстанским банкам, активно наращивающим активы, в том числе и за счет заимствования на внешних рынках, требуется повышать капитализацию. Причем, у многих банков второго уровня потенциал действующих акционеров практически исчерпан, поэтому требуется привлечение капитала извне.
Одним из самых действенных способов капитализации как раз и является IPO. Впрочем, среди других возможных целей IPO может быть и привлечение нового акционерного капитала в компанию, и выход (или частичный выход) одного или нескольких акционеров. С помощью первичного размещения акций компания может перейти на новые стандарты управления, получить рыночную оценку своего бизнеса, улучшить деловую репутацию. Таким образом, IPO может служить главной цели — выходу бизнеса на новые высоты. Но это в мировой практике, в казахстанской же, как считается, акционеры всегда опасаются «размыть» свою собственность. То есть, они стремятся сохранить контроль над своим бизнесом, иногда даже в ущерб его развитию. Однако долго это продолжаться не может: рано или поздно встанет вопрос об эффективности бизнеса. И рано или поздно найдутся конкуренты, которые окажутся благоразумнее и энергичнее, пойдя на дополнительный выпуск акций.
Именно поэтому казахстанские банки один за другим заявляют о том, что не исключают проведение IPO уже в обозримой перспективе. Что не мешает, правда, некоторым из них находиться в поиске стратегического инвестора — с его приходом они надеются получить не только капитал, но современные технологии ведения бизнеса.
Вопрос о стратегическом инвесторе еще более сложный, чем, казалось бы, IPO. Стратегический интерес к казахстанскому финансовому рынку у иностранных игроков, безусловно, существует: они хотели бы прийти сюда уже хотя бы потому, что рынок демонстрирует высокие темпы роста и на нем отличная конъюнктура. Однако все упирается в стоимость этого прихода. Судя по всему, казахстанские банки не намерены продавать долю в акционерном капитале дешево. Потенциальных инвесторов это очень смущает — рыночная стоимость компаний никак не подтверждена, а подсчитать ее чисто теоретически хотя и возможно, но существует высокая вероятность ошибки.
С другой стороны, инвесторы могут в этой игре и прогадать. Как только банки начнут выходить на IPO, и если первичное размещение акций окажется успешным, вход иностранного инвестора в казахстанский бизнес, возможно, станет еще дороже, чем предполагалось ранее.
Вероятность такого сценария очень высока, если учесть, что долговой рынок Казахстана очень далек от насыщения — спрос на такие инструменты будет высоким и со стороны институциональных инвесторов, и со стороны физических лиц, которые наверняка захотят поиграть в спекулятивные игры.
Один из самых удачных примеров банковского IPO сегодня демонстрирует Китай.
В мае-июле Банк Китая дважды провел размещение своих акций, получив в итоге 13,7 миллиарда долларов. В октябре этого года планирует провести IPO Промышленно-коммерческий банк Китая, рассчитывая привлечь 21 миллиард долларов, побив, таким образом, мировой рекорд, ранее принадлежавший одной из японских компаний, в 1998 году разместившей пакет акций на 18,41 миллиард долларов.
IPO казахстанских банков, принимая во внимание размеры бизнеса, конечно, не будут такими впечатляющими, но для местного рынка это могут быть очень солидные размещения.
Смысл IPO для бизнеса понятен, а в чем заключается глобальный смысл для рынка? Прежде всего, новое предложение акций и более доступный и понятный механизм размещения (тут уже инсайдерская информация — когда и кто размещается — утрачивает всякий смысл) способны вывести рынок долевых ценных бумаг на качественно иной уровень. После череды IPO наверняка улучшится ликвидность вторичного рынка акций. То есть, не только институциональные инвесторы и «физики» включатся в интереснейшую игру, но и государство получит мультипликативный эффект.
Фондовый рынок станет рабочим инструментом, а не необходимой декорацией, бизнес получит дополнительный импульс для своего развития, а наиболее инициативные граждане, до сих пор и близко не подпускаемые к акционерному капиталу, глядишь, начнут чувствовать себя хозяевами и богатеть.