Однако по мере приближения срока принятия украинскими властями окончательного решения, которое, в свою очередь, будет зависеть от согласия казахстанской стороны поставлять нефть, руководство компании становится более откровенным. На недавно прошедшей нефтяной конференции в Алматы управляющий директор Каиргельды Кабылдин более или менее четко сформулировал позицию нацкомпании по данному вопросу. В частности, директор сказал: «Мы приветствуем работу нефтепровода в нормальном направлении. Реверс «Одессы — Броды» не добавляет потенциала России. Мы тоже готовы дать технологическую нефть под нефтепровод — где-то 400 тыс. тонн (2,9 млн. баррелей), это готов сделать один из мейджеров здесь».
Это заявление совпало по времени с известием о подписании украинскими официальными лицами предварительного рамочного соглашения с «ChevronTexaco» о прокачке 5 млн. тонн каспийской нефти по системе «Одесса — Броды», которое, как ожидается, в близком будущем трансформируется в контракт.
По словам специального уполномоченного Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) Александра Тодийчука, в настоящее время идет работа над детализацией соглашения «с целью подписания контракта об участии этой компании в заполнении трубопровода «Одесса — Броды» нефтью на достаточно выгодных для Украины условиях». При этом он не стал говорить о самих условиях, предложенных американской компанией, поскольку они еще «согласовываются в процессе работы».
Украинская сторона надеялась подписать контракт на встрече с руководством компании в Лондоне, где также планировались переговоры с представителями других частных компаний, «работающих в Каспийском регионе и являющихся совладельцами нефтеперерабатывающих предприятий в Европе, с тем, чтобы продвинуться в вопросах подписания конкретных контрактов, которые позволят начать работу нефтепровода». Предполагалось, что после подписания документа, его содержание будет доведено до сведения общественности.
Тем не менее, контракт в Лондоне заключен не был (во всяком случае, так утверждают в «Укртранснафте»), хотя украинцы недавно получили вполне серьезные гарантии от американских властей в том, что трубопровод будет транспортировать каспийскую нефть. Об этом стало известно полторы недели назад, во время переговоров в Вашингтоне, в рамках которых украинская делегация во главе с премьер-министром Виктором Януковичем встречалась с вице-президентом Ричардом Чейни, министром энергетики Спенсером Абрахамом и другими официальными лицами. По информации МИД Украины, американцы сами инициировали нефтетранспортную тему: на переговорах они довольно живо интересовались планами правительства республики в отношении использования нефтепровода, а Р. Чейни даже предупредил, что отказ от перекачки легкой каспийской нефти в сторону ЕС резко снизит геополитическое значение Украины как транзитной страны. В этой связи, «видный» американский нефтяной лоббист пообещал, что руководство США будет способствовать реализации европейского направления трубопровода, а также помогать украинцам договариваться с западными нефтяными компаниями по вопросу наполнения трубопровода нефтью.
Кроме того, на встрече В. Януковича с С. Абрахамом было предложено создать украинско-американскую рабочую группу, с целью «объединения усилий частных компаний», направленных на заполнение нефтепровода «Одесса — Броды», а также «для того, чтобы система начала свою работу в конце нынешнего — начале следующего года».
Украинский премьер все же не стал брать на себя какие-либо обязательства и заявил: «Решение правительства будет принято только с пользой для экономики государства после того, как мы получим соответствующие предложения от поставщиков нефти. Сейчас эта работа ведется, работают независимые эксперты, и только такой подход — на тендерных условиях — позволит нам решить этот вопрос».
Интересно, что далее он пояснил: «Предложения в плане поставок каспийской нефти поступают постоянно… Но их нужно отрабатывать. Когда мы будем готовы, будет ответ».
С другой стороны, во время беседы с Р. Чейни глава украинского правительства с сожалением отметил, что «на сегодня, кроме деклараций и заверений, ни одна западная нефтяная компания не предложила конкретные объемы нефтепрокачки по этому нефтепроводу».
Поскольку каспийская нефть для этого трубопровода ассоциируется всеми прежде всего с казахстанским сырьем, то, выходит, претензии Януковича были адресованы западным компаниям, работающим на территории РК.
А если вспомнить о довольно часто упоминавшемся в последнее время некоем семилетнем контракте на поставку 9 млн. тонн «легкой» нефти для прокачки по украинской трубе, то можно вновь предположить, что «иностранной компанией» (не западной), заключившей его, является «КазМунайГаз», вероятно выступающий от имени «одного из мейджеров». О существовании этого контракта не раз говорили Александр Тодийчук, министр топлива и энергетики Сергей Ермилов и даже Виктор Янукович (в том числе и в Вашингтоне). Разумеется, что это всего лишь версия, хотя и наиболее правдоподобная к данному моменту. В то же время остается неясным, с какого месторождения будет направляться такое довольно значительное количество нефти. Кстати, вместе с возможными пятью миллионами, которые обещает ChevronTexaco, набирается 14 млн. тонн — сумма, соответствующая проектной мощности первой очереди трубопровода (9-14,5 млн. тонн).
Есть мнение, что сообщения украинских представителей о контракте являются не более чем блефом, однако подобное предположение представляется менее убедительным. Слишком уверенно и громко о существовании этого контракта говорилось на самых разных уровнях с самого начала осени, а казахстанская сторона за этот период сдержанно, но периодически и позитивно отзывалась о возможностях сотрудничества с Украиной в сфере транспортировки своего сырья. Например, во вторник, 21 числа, посол Казахстана в РУ Равиль Чердабаев подтвердил заинтересованность Казахстана «в скорейшем запуске в эксплуатацию нефтепровода «Одесса — Броды». Как подчеркнул Чердабаев: «Этот магистральный нефтепровод очень заманчивый и хороший проект для того, чтобы соединить Европу и Азию».
Пока же решение о направлении транспортировки отложено до 15 января. Президент Леонид Кучма возложил всю будущую и настоящую ответственность на правительство: «Никакие решения, кроме решения кабинета министров, не могут быть легитимными относительно этой проблемы…Экономическое решение такого масштаба является и политическим решением…Так что решение — за правительством. Давайте подождем». Отсрочку объясняют необходимостью сравнения результатов независимой экспертизы рентабельности прямого или реверсного направлений. Кстати, и здесь дела обстоят не совсем просто. Тендерный комитет министерства топлива и энергетики из четырех организаций, допущенных к участию в тендере на оценку перспектив реверса: «Energy Solution» (США), «Explorer Energy Services Ltd.» (Канада), «RPI Inc.» (США), «Purvin & Gertz Inc.» (Великобритания) выбрал почему-то далеко не самую лучшую — «Energy Solution», которая по основным требованиям уступает остальным трем.
Достаточно сказать, что по условиям тендера, претендент должен иметь не менее десяти лет опыта международного стратегического консультирования в нефтегазовой отрасли, тогда как «Energy Solution LLC» была заверена Госдепартаментом США, легализована правительством Украины и зарегистрирована Министерством иностранных дел Украины только в 2001 году. По информации украинских СМИ, компания «функционирует как менеджер проектов и находит профессионалов для проектов через своих компаньонов — «Energy Markets» в Великобритании, «Edison International» в США и Университет Калифорнии в Сан-Диего». УНИАН со ссылкой на свой источник, «близкий к тендерному комитету», сообщает, что в «Energy solution» работает один эксперт — Дэвид Сирс, являющийся одновременно директором компании. Он привлекает для работы еще двух специалистов — Питера Камерона из «Energy Markets» и Мюрея Дженникса из «Edison International». Если верить этой информации, все трое не имеют адекватного опыта и ранее работали по вопросам электроэнергетики, газовой и ядерной промышленности.
В любом случае, условия, предложенные «Energy solution» (80 дней и почти $250 тыс.), были не самыми привлекательными в сравнении с остальными: «Purvin & Gertz Inc.» готова была провести оценку за $141,440 тыс. и 56 дней, «RPI Inc.» за $195 тыс. и 25 дней, а «Explorer Energy Services Ltd.» — соответственно за $532,5 тыс. и 75 дней.
Трудно сказать, какими соображениями руководствовался тендерный комитет, останавливая свой выбор на данной компании. Вероятно, некоторую ясность сможет внести глава украинского МИДа Константин Грищенко, планирующий с 1-го по 6 ноября совершить официальное турне «в регион Центральной Азии», во время которого энергетическая тема будет затрагиваться неоднократно, в том числе, скорее всего, будут подниматься вопросы сотрудничества по нефтепроводу. Тем более что подчиненные Грищенко, наряду с представителями министерства топлива и энергетики, «Нефтегаза Украины», «Укртранснафты», «ТНК-Украина» и министерства экономики, принимали активное участие в работе комитета.