В официальной прессе РК опубликованы законы о лидере нации, не подписанные главой государства - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В официальной прессе РК опубликованы законы о лидере нации, не подписанные главой государства

В официальной прессе РК опубликованы законы о лидере нации, не подписанные главой государства

Законы о лидере нации, принятые парламентом Казахстана 13 мая, но не подписанные главой государства Нурсултаном Назарбаевым, во вторник опубликованы в официальной прессе страны, передает "Интерфакс-Казахстан".

  • 15 Июня 2010
  • 3258
Фото - Caravan.kz

Их полные названия — конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации» и закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации».
Публикация обоих документов сопровождается следующим комментарием: «Закон скреплен подписями председателя сената парламента — Токаева К.К., председателя мажилиса парламента — Мухамеджанова У.Б., премьер-министра — Масимова К.К., что свидетельствует о юридической корректности настоящего закона и о юридической ответственности этих должностных лиц за его законность. Астана, Акорда (столичная резиденция главы государства. — «ИФ-К»), 14 июня 2010 года».
При этом в комментариях не указано, вступают ли указанные документы в силу или нет, хотя и опубликованы в официальной прессе.
Дело в том, что, согласно пункту 2 статьи 62 Конституции страны, «Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики».
Как сообщалось, 13 мая парламент Казахстана единогласно принял два закона о наделении первого президента страны Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации.
В принятых парламентом законах регламентированы конституционные полномочия первого президента страны — лидера нации, а также предусмотрены гарантии обеспечения его деятельности и безопасности, включая непривлечение к уголовной или административной ответственности за период исполнения полномочий президента, предусмотрены меры наказания за посягательство на жизнь лидера нации, оскорбление его чести и достоинства.
Наряду с этим гарантии неприкосновенности в законах распространены на имущество лидера нации и совместно проживающих с ним членов семьи.
Между тем 3 июня Н.Назарбаев, поблагодарив депутатов за решение законодательно наделить его статусом лидера нации и соотечественников, приславших ему десятки тысяч обращений с просьбой принять этот статус, отклонил представленные ему на подпись эти законы. Н.Назарбаев в своем обращении к соотечественникам, парламентариям и политсовету правящей в республике партии «Нур Отан», лидером которой он является, заявил, в частности, что «статус лидера нации нельзя обрести лишь на основе буквы закона, декретов и других правовых актов».
Кроме того, Н.Назарбаев привел и ряд других аргументов, в частности, подчеркнув, он не ограничен в своих нынешних полномочиях, которые ему предоставляют действующие законы, в том числе о первом президенте Казахстана, и не боится за свою безопасность; не следует смешивать государственный статус президента с повседневной деятельностью его родственников, которые, как и все граждане, равны и ответственны перед законами.
Обе палаты парламента — мажилис и сенат — утром 4 июня без обсуждения приняли к сведению это обращение главы государства.
В результате, по мнению политологов, экспертов, возник правовой прецедент, когда президент страны и не подписал законы, и не наложил на них вето.
В Конституции не регламентирована ситуация, когда глава государства просто не подписывает закон.
Согласно статье 44 Основного закона, президент «подписывает представленный сенатом парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования».
Это положение полнее раскрывается в статье 54 Конституции.
Парламент в раздельном заседании палат проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения (вето) президента республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений главы государства.
Если мажилис (в составе 107-ми депутатов) и сенат (47 депутатов) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из этих палат подтвердят ранее принятое ими решение, президент в течение одного месяца подписывает закон.
При этом возражения президента на конституционные законы (а один из двух законов о лидере нации, принятых парламентом, имеет такой статус) преодолеваются парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из палат. Если возражения президента не преодолены хотя бы одной из палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной президентом.
Согласно законодательству, глава государства, парламентарии вправе обратиться за разъяснениями в Конституционный совет, однако в случае с указанными двумя законами таких обращений не было.
Между тем в конституционном законе о «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» есть норма, согласно которой не возвращенные президентом страны в парламент законы считаются подписанными.
Вот содержание статьи 19 этого закона:
«Статья 19. Представление законов Республики на подпись Президенту Республики 1. Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики. 2. Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-министра, представляются на подпись Президенту Республики, который в течение одного месяца подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. 3. Не возвращенный в течение названного в пункте 2 настоящей статьи срока закон считается подписанным. 4. Если сессия Парламента закрывается до истечения срока, в течение которого закон может быть возвращен Президентом, закон возвращается Президентом в первый день очередной сессии Парламента».
Но в Казахстане именно «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики», указывается в пункте 2 статьи 4 Основного закона.
Н.Назарбаев, которому 6 июля этого года исполняется 70 лет, руководит Казахстаном 20 лет.
Впервые Н.Назарбаев был избран президентом Казахстана — в тот момент Казахской ССР в составе СССР — 24 апреля 1990 года.
Тогдашний Верховный совет Казахской ССР ввел институт президентства, и первый секретарь ЦК компартии республики Н.Назарбаев, которому тогда было 49 лет, был избран депутатами президентом республики.
После этого Н.Назарбаев еще несколько раз избирался главой уже суверенного Казахстана на всеобщих прямых выборах гражданами Казахстана — в 1991, 1999, 2005 годах. В 1995 году его полномочия президента Казахстана были продлены на основе результатов республиканского референдума.
Нынешний срок президентских полномочий Н.Назарбаева истекает в 2012 году. Он является лидером партии «Нур Отан», которая занимает все 98 партийных мест в мажилисе, состоящем из 107 депутатов. Кроме того, представители правящей партии занимают все ключевые должности в администрации главы государства, правительстве, министерствах и ведомствах, в местных органах власти.
В 2007 году парламент предоставил Н.Назарбаеву как первому президенту независимого Казахстана баллотироваться на высший государственный пост в стране неограниченное количество раз.
В настоящее время срок президентских полномочий в Казахстане составляет 7 лет, с 2012 года он будет ограничен пятью годами.