В соцсетях возмущенное население публикует посты об этих очередях, фото и видео. Граждане пишут:
«Давно канули в лету огромные очереди за колбасой, маслом, молоком, а то и такими изделиями ширпотреба, как мужские носки, детские колготки, а еще шампуни, порошки стиральные, а еще спички, свечки и много другой всячины, без которой не обойтись в быту. Но вот уже месяц наблюдаю толпу людей возле социального магазина в микрорайоне «Мерей». Люди с 8 утра занимают очередь, чтоб купить по дешевке кило сахара. Медленно, но верно скатываемся в 90-е?».
«В нашем микрорайоне и в четыре утра можно очередь наблюдать…».
«И это в основном женщины, который по полдня тратят на покупку продуктов».
«А, вы приглядитесь, там зачастую одни и те же гражданки за сахаром стоят».
Сахар в социальных магазинах по 253 тенге за килограмм, но его дают по два кило в руки. В других торговых точках он от 500 и выше.
Даже если сахар брать три раза в неделю по два килограмма в руки, это 24 кг в месяц. Зачем гражданкам столько сахара? Не поленившись, корреспондент «Каравана» побывала в трех социальных магазинах, чтобы выяснить это.
«За сахаром еду в любой соцмагазин всегда, когда есть время, — рассказывает одна из женщин. – Иногда за день в три социальных магазина успеваю попасть. Я не спекулянтка, нет, дорогого сахара, вон, в супермаркетах навалом. Буду варить варенье. У нас семья шесть человек, все взрослые едоки. Мы варим малины ведро, ведро вишни, и вообще все дешевые фрукты на варенье летом берем. Нам под сто литров варенья надо на зиму! Я пока домой два мешка сахара дешевого не натаскаю, не успокоюсь».
«Это сахар из социального фонда, так? – говорит другая мадам из очереди. – Из старых запасов по 263 тенге. Те запасы кончатся, они же не бездонные, думаете, дальше сахар так и будет по 263? Телевизор смотрите, ни в одном регионе уже сахара-песка по такой цене нет. Пока у нас есть, буду покупать сахара, сколько смогу. Цены взлетят, а я с запасом».
«И банки надо закрывать, и детям помогать, — рассказывает пенсионерка, тоже стоящая в очереди. — Сейчас, когда замужним дочкам в гостинец приносишь пакет сахара, они этому килограмму радуются. У всех дети. Все пьют чай».
«А я не только за сахаром, — поясняет молодая женщина из очереди. — На все товары в соцмагазинах цена намного ниже, чем на рынке. Мясо, так на целых пятьсот тенге. Муки по 135 тенге за килограмм достаточно, яйца по 29 тенге за штуку есть. Мы с мужем зарабатываем на двоих 180 тыс. тенге, детей у нас двое. Нам каждые десять тенге разницы с килограмма любого продукта важны».
Коллеги из местных изданий говорят, что, вот сейчас, когда статистика регистрирует удорожание в регионе только за один май почти сорока видов продуктов питания, из них 13 видов – социальных, видно, что стабфонды в областях необходимы, что люди нуждаются в работе соцмагазинов и социальных уголков, надо только четко наладить их деятельность. Напомним, соцмагазины строятся за счет бюджета, а в аренду их может взять любой предприниматель. И стоимость аренды – ноль тенге, при условии, что «магазинщик» будет по фиксированным ценам сбывать продукты из стабфонда, а не только иметь свой ассортимент.
«Тема продуктов питания сегодня волнует всех казахстанцев, и наши кызылординцы не остались в стороне, — рассказывает аграрный корреспондент газеты «Кызылординские вести» Мира Жакибаева. — Те, кто покупают продукты на рынках и те, кто простаивают многочасовые очереди за сахаром у социальных магазинов, имеют право покупать качественные продукты питания. Сегодня я побывала в двух социальных магазинах и в одном социальном уголке. В социальных магазинах люди ждали, когда привезут сахар. В одном магазине собралось человек 50, покупатели хвалили арендаторшу магазина. Говорили, что, даже если будешь стоять в очереди три-четыре часа, то без сахара не уйдешь. В другом соцмагазине сахара еще не было в продаже, продавец сказала, что обычно привозят в 10:30 -11:00 , и он быстро раскупается. Но очереди за ним огромные. В этом магазине на прилавке лежало хорошее мясо по 1650 тенге за кг. В социальном уголке ТД «Аль-Асад» морковь, картофель и капуста были гнилые и кое-где с плесенью. Рис, по моему мнению, тоже в пищу не годится. И продавать такие продукты даже в социальных уголках — оскорбление и неуважение к человеку. Сахара здесь не было. Жалобы на то, что чаще всего в подобных точках продают испорченные продукты, поступают в нашу редакцию часто. Звонят читатели, знакомые, да и незнакомые люди, рассказывают о всех подробностях покупок в социальных магазинах. Хочется, чтобы здесь был порядок».