Недавно, после долгой работы в министерских кабинетах, опубликованы новые Правила реализации местными исполнительными органами жилья, построенного в рамках Государственной программы жилищного строительства Республики Казахстан на 2008-2010 годы.
И оказалось, что прежний порядок распределения этой вожделенной (хотя и отнюдь не бесплатной!) жилой площади очень и очень изменились, что стало полной неожиданностью для очередников, томящихся в очереди уже не один год…
Предыдущую Госпрограмму жилищного строительства на 2005-2007 год так и не удалось завершить в срок. Из намеченных, например, в Алматы 5715 новых квартир на сегодняшний день построено только 5285, а еще около четырех тысяч человек перешли в очередь на 2008-2010 годы.
Мало того, что квартир строится мало, так еще их распределение сопровождается непрерывными скандалами и аферами. Всем памятно возмущение Президента Н. Назарбаева, когда ему положили на стол справку прокуратуры о многочисленных нарушениях при распределении госжилья. Вместо учителей и инвалидов в новые дома въезжали чиновники акиматов, министерств, у которых свое жилье уже было, но они вовремя «подсуетились».
Президент поручил разобраться и наказать виновных. Многие тогда «слетели» с работы, многих удалось заставить вернуть незаконно занятую жилплощадь. Но с некоторыми и прокуратура ничего сделать не смогла: все бумаги были в порядке, а уж как там очередь в акиматах продвигалась — здесь теперь ни один Шерлок Холмс не разберется… Пресловутый «человеческий фактор» опять сыграл свою роль, чиновники, которые, кстати, тоже госслужащие, все же сумели обратить прежний закон в свою пользу, а тысячи терпеливо ждущих в очереди казахстанцев снова остались ни с чем.
И вот чтобы исключить из процесса формирования очереди на госжилье этот самый «человеческий фактор», правительство внесло в новые правила и новые критерии — по формальным основаниям. Возможно, это своеобразная капитуляция перед всемогущей чиновничьей кастой, умеющей любой, даже самый хороший закон, приспособить к личным целям. Но как бы то ни было, эти изменения опять вносят сумбур и сомнения в головы рядовых граждан и для тысяч ожидающих свое жилье опять отодвигается в неопределенное будущее.
Взять хотя бы тех же, оставшихся от очереди 2005-2007 года очередников — что с ними делать? Ведь вставали они в очередь по старым правилам, а закон обратной силы, как известно, не имеет… Но, судя по комментариям ответственных за реализацию программы, того же директора управления жилья Алматы Бахытжана Доспанова, этот принцип права они могут забыть. Всех их подвергнут оценке по новой, балльной системе, и если они не пройдут это «сито» и не будут соответствовать определенным критериям, из очереди на жилье их попросту исключат. Новое время — новые веяния…
Сама же эта балльная система, видимо, видится правительству какой-то панацеей от коррупции и кумовства. Вначале всех соискателей разобьют на категории: молодые семьи; государственные служащие; работники государственных учреждений, не являющиеся государственными служащими; работники государственных предприятий.
По каждой из этих категорий разработана своя система баллов. Принцип простой: кто наберет больше баллов — тот и будет первый в очереди. Формализованные анкеты поступят в компьютер, и он уже » выдаст», кому можно готовиться к заселению, а кому придется ждать еще неизвестно сколько времени. Такой «нечеловеческий», формальный подход, с помощью компьютерной выборки, оставит для жилищной комиссии только право утверждать принятое машиной решение, не вмешивая в этот процесс пресловутый «человеческий фактор».
Но гладко у нас бывает только на бумаге… Уже в самом тексте новых правил заложены семена розни и несправедливости. Например, сами категории, на которые разбиты нуждающиеся очередники, неравноценны. Приоритет однозначно отдается молодым семьям. И баллов они получают больше, чем в других категориях.
Первый критерий — наличие детей в семье — за каждого ребенка — 20 баллов; второй критерий — если заявитель является работником государственного органа, учреждения, содержащегося за счет средств государственного бюджета, государственного предприятия — за стаж работы за полный один год — 5 баллов, менее одного года — 3 балла; третий критерий — супруг (супруга) заявителя является работником государственного органа, учреждения, содержащегося за счет средств государственного бюджета, государственного предприятия — за стаж работы за полный один год — 5 баллов, менее одного года — 3 балла.
А вот по работникам государственных учреждений, не являющихся государственными служащими (врачи, учителя, медсестры и т.д.) расчет ведется по иному:
первый критерий — стаж работы в государственном учреждении, содержащегося за счет средств государственного бюджета, государственном предприятии — за стаж работы за полный один год — 5 баллов, менее одного года — 3 балла;
второй критерий — супруг (супруга) заявителя является также работником государственного учреждения, содержащегося за счет средств государственного бюджета, государственного предприятия — за стаж работы за полный один год — 5 баллов, менее одного года — 3 балла;
третий критерий — наличие детей в семье — за каждого ребенка — 3 балла.
Двадцать баллов за ребенка у одних и три балла у других — это, как говорится, «две большие разницы»! А так как очередь одна, молодые семьи решительно победят немолодых учителей и врачей, при прочих равных условиях, в любом случае.
К присвоенным очередникам баллам по критериям начисляются дополнительные баллы, в случае:
— если заявитель участвовал в Государственной развития жилищного строительства на 2005 — 2007 годы, но не получил заключение жилищной комиссии — 10 баллов;
— беременности женщины, свыше двадцати недель, являющейся заявителем либо его супругой — 3 балла, по категории «молодая семья» — 10 баллов;
— наличия в семье инвалидов 1 и 2 групп — 3 балла.
Для подтверждения наличия в семье инвалидов 1 и 2 групп, представляются соответствующий подтверждающий документ (справка об инвалидности).
Важный момент: дата принятия уполномоченным органом заявки не предоставляет преимуществ при принятии решения жилищной комиссией. То есть, сам принцип незыблемости очередности, как основы справедливого распределения каких-то жизненных благ, в данном документе исключается! Что это может дать очередникам, кроме хаоса и нового вала взаимных споров, обид и претензий?
Жилищной комиссией при принятии решения по каждой категории, в первоочередном порядке рассматриваются претенденты соответствующие первому по очередности критерию, а в случае недостаточности квартир для удовлетворения претендентов по данному критерию, отбор среди претендентов осуществляется по наибольшему количеству баллов набранных по первому критерию.
При равном количестве баллов, решение по каждой категории принимается жилищной комиссией большинством голосов с учетом дополнительного рассмотрения заявок на соответствие претендентов следующему по очередности критерию.
Судя по тексту правил, хорошо быть молодым инвалидом с десятком детей, с беременной женой, которая также работает на государственной службе, да еще с младых ногтей работать в госучреждении, да еще и получать не менее 75 354 тенге в месяц (минимум для очереди на трехкомнатную квартиру). Вот тогда — можно жить и бестрепетно ожидать своей жилплощади…
Если же учесть, что квартир за ближайшие три года намечено построить в Алматы не более шести тысяч, а число подавших документы на них превышает сорок тысяч, шансы на государственную квартиру у многих очередников становятся просто призрачными.
Тем более, что новые правила не обещают сохранения стабильности очереди: сегодня ты впереди, а завтра появился человек с лучшими показателями баллов — и тебя переставили «в хвост»… Так что с этими новыми правилами получился наш привычный абсурд: хотели, конечно, как лучше, а получилось…
Коллаж с сайта http://ipotekavsem.com