В налоговой "ловушке" - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В налоговой "ловушке"

В налоговой "ловушке"

Новый Налоговый кодекс наносит серьезный удар по системе лизинга в Казахстане, - считают предприниматели. А в ситуации общего экономического спада лизинг мог бы выручить производство…

  • 8 Апреля 2009
  • 1953
Фото - Caravan.kz

Одним из главных негативных последствий мирового кризиса стало резкое снижение финансирования экономики.
Собственно говоря, оно и является главной «болезнью» мирового хозяйства — деньги, эта «кровь» всего рыночного механизма, стали с большим трудом поступать во все органы и ткани капиталистического «тела».
Что казахстанские предприятия ощутили на себе в полной мере.
Денег, кредитов не хватает и в самые благополучные времена. В данной ситуации многих бизнесменов очень выручал лизинг — то есть возможность брать основные производственные фонды — машины, оборудование, в аренду, расплачиваясь за них «по частям». И в Казахстане преимущества лизинга по достоинству оценили. До наступления финансового кризиса институт лизинга успешно развивался в Казахстане. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, в 2007 году общий объем инвестиций в основной капитал составил 3 392,1 млрд. тенге. Доля лизинга — 78, 2 млрд. тенге или 2,31 процента от инвестиций в основной капитал.
Еще в 2000 году с целью развития лизинга в Казахстане был принят Закон «О финансовом лизинге» № 78-II от 5 июля 2000 года. Закон определил нормы, регулирующие лизинговые отношения и являлся системообразующим для развития лизинга в Казахстане.
В странах со стабильной экономикой 30 процентов капиталовложений осуществляется посредством института лизинга, который является одним из важнейших методов финансирования развития технической базы производства, т.к. позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения обновить основные фонды.
Глобальные проблемы, начавшись в финансовой и строительной отрасли, затронули на сегодня практически все структуры экономики. Это отразилось и на участниках лизинговых отношений. Многие лизингополучатели стали не способны исполнять обязательства перед лизинговыми компаниями по выплате лизинговых платежей, что приводит к необходимости изъятия предметов лизинга. В основном, на сегодня, изымается строительная, грузовая техника и производственное оборудование.
Лизинговые компании терпят убытки из-за проблем, возникших в виду несовершенства таможенного и налогового законодательства.
Вот одно из таких противоречий. В соответствии с нормами Налогового кодекса, лизинговое имущество, ввезенное по импорту и предназначенное для передачи в лизинг, освобождалось от уплаты НДС. При изъятии техники и ее последующей передаче во вторичный лизинг, согласно позиции таможенных и налоговых органов, необходимо произвести оплату ранее не уплаченных сумм НДС и пени по ним. Причем механизм расчета пени по изъятой лизинговой технике, ранее поставленной по импорту таков, что сумма начисленной пени практически в три и более раза превышают суммы НДС. А это приводит к 50-процентному удорожанию лизингового имущества и, в конечном счете, невозможности ее последующей реализации.
Второе обстоятельство, которое очень беспокоит предпринимателей — ситуация с НДС. Нормы Нового налогового кодекса внесли многие определения и положения, отсутствовавшие в старом Налоговом кодексе. Но не были гармонизированы с системоообразующим Законом, Гражданским кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Более того, нормы одной статьи исключали правомочности применения норм другой статьи.
В результате этого «разнобоя» возникло множество недоразумений и сложностей.
К примеру, в Законе «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в статье 49 пункт 2 статьи 228 изложен в редакции, которая исключает возможность получать освобождение от налога на добавленную стоимость при передаче в финансовый лизинг импортируемого имущества, предусмотренное пунктом 6 статьи 250-й этого же Закона! Трактовать можно и так, и так…Что, разумеется, ведет к многочисленным спорам и конфликтам с различными государственными органами, а порой — и к существенным экономическим потерям бизнеса.
Положения статьи 78 действующего Налогового кодекса не позволяют на практике применять освобождение от налога на добавленную стоимость при вторичном лизинге, т.к. исполнение условий, указанных в Налоговом кодексе приводит к удорожанию лизингового имущества, невыгодное как для лизингополучателя, так и для лизингодателя. Необходимо учесть, что лизинговые компании осуществляют импорт техники и технологического оборудования только для дальнейшей передачи их в финансовый лизинг.
Налоговые и таможенные органы, ссылаясь на Таможенный и Налоговый кодексы Республики Казахстан, отказывают при вторичном лизинге в уменьшении налогооблагаемой базы и освобождения от обложения НДС. Возникает парадокс: отсутствие норм, регулирующих лизинговые отношения в старом и действующем налоговом законодательствах, при одновременном их детальном описании в системообразующем законе, трактуется налоговыми и таможенными органами как… невозможность их применения! На этом основании на лизинговые компании выставляются многомиллионные счета по оплате НДС и пени по ним.
В результате, лизинговые компании переполнены возвращаемым и непомерно подорожавшим оборудованием, из законопослушных предприятий они постепенно превращаются в злостных неплательщиков НДС. И это происходит в такой ситуации, когда экономике буквально как воздух нужны инвестиции, нужно оборудование и модернизация производства! Разве не очевидна абсурдность ситуации?
Бизнесмены, объединенные в НЭП «Союз «Атамекен», пытались сами решить эту проблему. Они обратились в Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и, как и следовало ожидать, получили отрицательный ответ. Налоговый комитет всегда трактует нормы закона в свою пользу.
Для детального анализа законодательства по существующим проблемам бизнесмены обратились к авторитетным экспертам в области международного налогового и финансового права, которые на основании анализа Закона «О финансовом лизинге» и Налогового кодекса дали свои заключения. Основной вывод экспертов: «При передаче во вторичный лизинг, независимо от сроков передачи с момента изъятия и до момента оформления во вторичный лизинг применяются особенности налогообложения финансового лизинга, т.е. соблюдаются все условия для уменьшения налогооблагаемой базы и освобождения от обложения НДС при вторичном лизинге».
Бизнесмены написали новое письмо в Правительство, на имя вице-премьера Ербола Орынбаева. В нем, в частности, говорится: «В ситуации финансового кризиса, при недоступности кредитных ресурсов для большинства участников малого и среднего бизнеса и необходимости залогового обеспечения, лизинг выступает единственной формой инвестирования и реконструкции технического производства. Особенно данная форма инвестирования актуальна для сельхозпроизводителей. В связи с изложенным, просим Вас включить в повестку Консультационного совета обсуждение вышеуказанных проблем в приоритетном порядке и выработать решение, которое, путем гармонизации законодательных актов, регулирующих лизинговые отношения, позволит стимулировать развитие института лизинга в Казахстане и в конченом счете приведет к развитию экономики нашего государства».
Ответа пока нет. А бизнесмены надеются, что здравый смысл и справедливость — все же восторжествуют…