Или программа не работает, или…
Второй этап программы “Дорожная карта бизнеса” заканчивается через год. Как уже отмечают эксперты, по итогам пяти лет хвастать особо нечем:
– Практически полтриллиона тенге было выделено на эту программу с 2010 года, если мы посмотрим, то 63 процента этих денег – субсидии. Причем с учетом механизма субсидирования конечным бенефициаром является не малый и средний бизнес, а банки, которые осуществляют фондирование. Если же говорить о задаче программы по обеспечению доступности кредитования, то ее охват составляет в 2018 году только 0,11 процента от субъектов предпринимательства, – говорит директор центра прикладных исследований “Талап” Рахим ОШАКБАЕВ.
Недовольны “Дорожной картой бизнеса” и в палате предпринимателей.
Сейчас, когда министерство национальной экономики готовит новый этап программы на 2021–2025 годы, нацпалата предложила бизнесменам высказать свои замечания и предложения на специальном сайте pikir.atameken.kz. С/х его знает: почему в Казахстане субсидии развращают крестьян
– Есть точечные меры, которые не пользуются популярностью. Их более 50, то есть за эти пункты мало предпринимателей проголосовало. В данный момент у нас свои голоса оставили около 660 предпринимателей. То есть у нас мнение формируется. Определенный пакет рекомендаций для госорганов и операторов господдержки ляжет в основу предложений по изменению ДКБ, – рассказал перед конференцией заместитель председателя правления НПП “Атамекен” Олжас ОРДАБАЕВ.
Причем в нацпалате, прежде чем идти с пакетом поправок в миннацэкономики, хотят разобраться в причинах неэффективности тех или иных мер. Возможно, надо не отменять льготу, а усовершенствовать порядок ее предоставления.
Можно и кредит, но лучше грант
Впрочем, гораздо интереснее список мер поддержки, за которые проголосовали бизнесмены. Лидер симпатий – это гранты. Следом идут удешевленные кредиты и лизинг, а потом – субсидирование племенного животноводства. И все обсуждение в рамках республиканской конференции крутилось, по сути, вокруг все тех же субсидий и грантов. Но если с последними все понятно (что может быть интереснее, чем взять деньги, которые вообще не надо возвращать?), то с субсидиями гораздо сложнее. Те, кто все же получил удешевленный кредит, говорят о выгодности программы, те, кому такового не досталось, – о зарегулированности и коррупции.
Куда идем, товарищи?
Эксперты отмечают, что та ситуация, которая сложилась в Казахстане, когда государство через свои субсидии фактически контролирует все отрасли экономики, не вполне здорова, и надо ее менять. Как считает Рахим Ошакбаев, обилие мер поддержки сформировало уже даже в бизнес-среде патерналистские ожидания и существенно искажают реальную картину экономики в стране.
– Вы посмотрите, у нас самый дешевый бензин в мире, самый дешевый Интернет, самая дешевая в мире вода, земля, недорого – электроэнергия.
То есть у нас вся страна кросс-субсидирована. А мы идем все дальше и дальше.
Мне кажется, в какой-то тупик. Я бы хотел, чтобы малый и средний бизнес задумался о другом. О том, что ему действительно мешает. Например, новые налоги или отчисления из фонда оплаты труда, либо более надежная защита от контрабанды или несправедливой конкуренции в рамках ЕАЭС. Остальное бизнес должен делать самостоятельно, – уверен Рахим Ошакбаев.
В ответ на это, со стороны вполне здравое предложение, присутствовавшие на конференции бизнесмены обвинили директора центра прикладных исследований в отсутствии реального бизнес-опыта и продолжили дискуссию о том, кому нужнее субсидии и кто из госорганов хуже их распределяет.
НУР-СУЛТАН