В Москве и Пекине все прошло хорошо. Но пролетариат уже ищет свои цепи - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Москве и Пекине все прошло хорошо. Но пролетариат уже ищет свои цепи

В Москве и Пекине все прошло хорошо. Но пролетариат уже ищет свои цепи

Чем хороша политика? Сидишь у телевизора и, пережевывая бутерброд, в ней участвуешь. А уж, если еще и газету какую откроешь, - так по уши в этой самой политике окажешься. Такое впечатление, что журналисты у нас в стране живут только для того, чтобы рассказывать почтенной публике о взрывах, катастрофах, суициде и политиках. Не стану отставать от коллег и я…

  • 17 Мая 2002
  • 1108
Фото - Caravan.kz

Суицид и политики
Кстати, когда власти «развели» ситуацию с младодемократами и крутыми оппозиционерами, все замерли и стали ждать от них (властей) и дальше решительных действий. Но все уперлось в фидер одной алматинской компании, да так там и застряло. Уж и стреляли в него и протыкали его, — все напрасно. «Кибальчиши»-телевизионщики не сдались и продолжают мечтать о работе на оппозиционном телеканале. Ситуация сегодня натурально стала провисать. Отмашки «сверху», как не было, так и нет. А у местных активистов государственной стабильности не хватает ни силы воли, ни ума, хоть как-то закруглить эту комедию. Вся эта катавасия превратилась в вялотекущую шизофрению с запрограммировано невнятным итогом.
Впрочем, некоторые, особо ретивые, любители нынешней власти открыто говорят, что оппозиции в ее сегодняшнем составе уже пришел «капут». Мол, чего с нее взять? — подождем немного, и она сама просядет под политическую сцену. Или, за рубежом для них деньги кончаться, или, между собой они вдрызг переругаются. Благо неуживчивым характером Судьба наградила всех современных основных борцов за счастье народное — казахстанское. Так что, дальнейшая деятельность нынешней оппозиции — просто самоубийственна.
Но есть и такие аналитики и PR-служащие, которые упрямо утверждают, что надо громить «врага» в его логове, до полной, понимаешь, победы экономически стабильного и демократически развитого Казахстана. Типа, большевики в свое время не успокоились, пока всех Савинковых и О`Рейли не притащили в СССР и не расстреляли. Так и нам надо сделать. Но по-восточному, — к стенке всех вздорных смутьянов притащить, а в последнюю секунду простить, и выслать их куда-нибудь на остров Возрождения. Пусть там ликвидируют последствия работы советских лабораторий по разработке биологического оружия.
В любом случае, и при любом раскладе дальнейших событий, надо признать, что быть сегодня в нашей республике политиком — сродни самоубийству. Первым ни стать никогда, а сто первому уже не хватает денег на семью. С одной стороны, хоть и малоподвижная, но борьба с коррупцией уже начинает слегка задалбывать. С другой стороны, — «эпоха перемен» в стране потихоньку заканчивается, и делить-то тут уже практически нечего. Можно только перераспределять. Но этого прерогатива политиков из первой 20-ки «олимпийского рейтинга». Да и у них, это, судя по последнему полугодию, как-то корявенько получается…
Когда власть ожила…
Реанимация бюрократической активности в коридорах исполнительной власти к середине мая поднялась до средненького, но вполне приемлемого показателя. И среднее звено и топ-менеджеры уже явно пришли в себя после осенне-зимних перетрясок, и стали выдавать на гора новые концепции и стратегии развития страны. Некоторые из них уже озвучены и опубликованы. Другие — будут обнародованы в ближайшее время.
Но, когда власть начинает говорить об очередном тактическом направлении реформ, всегда подразумевается: она при этом не забывает, что все ее «телодвижения» подчинены только одной цели, — повышению уровня жизни собственных граждан. Однако, политические события последнего времени в республике показывают, что уровень понимания этого простого постулата у властных и оппозиционных кругов намного снизился. Все чаще звучат слова о демократизации, децентрализации, о чаяниях всего народа и прочих общих атрибутах современной цивилизации. При этом конкретные заботы конкретных граждан нашей страны, отошли на более чем задний план.
Сегодня в казахстанской политической среде стало не очень модным говорить, к примеру, о проблемах фермера Х или сталевара Y. Их житейские заботы смущают и нынешние власти и оппозиционных лидеров. Ныне удобней говорить о свободе слова (без которой никуда), да о референдуме по поводу всеобщих выборов куда угодно. Политикам так проще: приходит к нему простой человек с жалобой на нерадивого районного акима, а те ему, — мол, успокойся, твоя проблема решиться только тогда, когда у нас в стране можно будет печатать все что угодно, и ничего за это не будет. Другому жалобщику, на его просьбу разобраться с нечестным владельцем завода, отвечают, — ничего страшного, вот проведем референдум, будем выбирать всех и во все: тогда и на твоем заводе порядок настанет.
В целом же, разрыв между политикой и ежедневной жизнью простых граждан республики ныне достиг таких размеров, что даже незаконные увольнения работников с предприятий не звучат для нашего общества сигналом SOS. Ну, уволили и уволили. Хотя за каждым таким увольнением стоит судьба человека, судьба его родственников и близких. И все они, между прочим, являются гражданами Республики Казахстан.
Почему слово «пролетариат» исчезло из нашего слэнга?
И, правда, почему? Вы еще не догадались?..
Вообще же, судьба рабочего класса за последние 10 лет в нашей стране прошла несколько стадий. Последней из них стало почти полное забвение. ЧЕМ и КАК живут пролетарии, — сегодня никого не интересует. Ни власти, ни политиков, ни средства массовой информации. И тому есть многочисленные примеры. Остановимся на одном из них.
Возьмем, например, Карагандинскую область. По словам местных профсоюзных лидеров, увольнения рабочих в Караганде стали уже практически привычным явлением. Причем, чаще всего эти увольнения противоречат законам республики. И думаете, это кого-то волнует? Какого-нибудь крикливого защитника всех сирых и убогих из парламента, или, лощенного политика из правой партии с левыми лозунгами, или, замученного стратегиями и госпрограммами топ-чиновника. Да, Боже, упаси!
Прямым же следствием бесправности карагандинского пролетариата стал недавно обнародованный факт о том, что 60 процентов жалоб карагандинских рабочих в профсоюзы, связаны именно с неправомерными деяниями против них со стороны работодателей. И речь там идет не только об увольнениях, но и об отсутствии элементарных условий по технике безопасности, а также о работе по 14 часов в сутки, из-за боязни потерять работу. При этом работодатели в этом регионе (и не только в этом, конечно) в большинстве своем принципиально не идут ни на какие договоренности с профсоюзами.
Рабы лампы
Если вспомнить, то право на труд впервые официально было провозглашено как важнейшее признанное право человека во Всеобщей декларации прав человека. Право же на коллективные переговоры между работодателями и трудящимися закреплено конвенциями Международной организации труда. Но, где находится эта Международная организация труда, и, где — казахстанский рабочий? Далековато они друг от друга пребывают. А наши власти к их сближению не предпринимают никаких серьезных шагов.
Из-за этого работодатели, чувствуя свою полную безнаказанность, обращаются с трудящимися казахстанцами, как с фактическими рабами. Контракты с ними не заключаются, сверхурочные им не оплачиваются, а выкинуть рабочего на улицу владельцы предприятий могут в три секунды.
Интересно при этом, что ровно месяц назад 3 крупнейшие организации, объединяющие работодателей республики, официально объявили о консолидации своих усилий в деле отстаивания собственных интересов. В эту консолидацию они включили «обязательства по созданию рабочих мест, повышению оплаты труда и обеспечению социальных гарантий». Но…, но только при условии, если государство и профсоюзы возьмут на себя обязательства «по сохранению благоприятного экономического и социального климата» в республике.
Подобный метод обыкновенного шантажа («вы нам климат — мы вам гарантии») мог бы вызвать улыбку, если бы речь шла о работодателях, к примеру, из Занзибара. Но мы-то говорим о наших местных владельцах заводов. Тех самых, которые потчуют власти цифрами о новых рабочих местах и повышении зарплаты трудящихся. Власть, потом, эти цифры пересказывает своим простым гражданам. Тем самым, которые или работают по 14 часов в сутки за гроши или сидят безработными из-за самодурства хозяев предприятий, возомнивших себя современными Алладинами. Такими же удачливыми, и всегда при волшебной лампе, на халяву дающей много денег.
Робин гуды поневоле
О наших профсоюзах уже написаны целые тома. Поэтому, ограничусь лишь замечанием о том, что они стали еще одним участником всех вышеописанных, почти сказочных событий. Обескровленные отсутствием любви со стороны государства, и так и не приспособившиеся к рыночным условиям, казахстанские профсоюзы сегодня являются лишь бледной тенью настоящих защитников трудящихся. А, так как, настоящих защитников рабочих в нашей стране попросту нет, то нашим профсоюзам приходится работать «робин гудами поневоле»…
Сегодня профсоюзы отстаивают права рабочих вяло. У них и без пролетариата хватает своих проблем. А большинство экспертов, вообще, весьма скептически относятся к способности нынешних профбоссов разобраться в ситуации с защитой прав трудящихся республики. И не дают им такого шанса даже в ближайшие 15 лет.
Нарушения, цепи и демократия
Совсем некстати, — но на сегодняшний день в республике только официально зарегистрировано почти 26 тысяч конкретных нарушений Закона «Об охране труда». И каждое из них — это конкретная человеческая трагедия. А сколько нарушений прав трудящихся в нашей стране не зафиксировано?
Ну, а пока казахстанские власти и политики продолжают спорить между собой, какую из демократий вырастить в условиях республики. Только вот, если они и дальше так будут относиться к рабочему классу, то совсем недалек тот час, когда окончательно униженный пролетариат начнет грубо вправлять им мозги с помощью своих цепей. Терять-то ему уже будет нечего…
В Белокаменной нам положительно фартит!
Теперь о чем-нибудь светлом и приятном. Например, об успешном визите высокой казахстанской делегации в Москву на этой неделе. Чего она там только не подписала, о чем только не договорилась! Такого единодушия с Россией наша страна не достигала, наверное, с 1995 года, когда как-то зимой между нашими государствами было сразу подписано более 20 официальных соглашений. И я там, как говорится, тогда был, и по Кремлю ходил, и на только что похмелившегося Ельцина собственными глазами смотрел.
Потом прошло время, и выяснилось, что россияне, в общем-то, шибко и не собираются выполнять свои обязательства по тем соглашениям. Но это было потом. А тогда в холодной Москве очень хотелось верить в то, что наши страны не будут заниматься местечковым идиотизмом, и вместе пойдут к рыночным рекам с демократическими берегами…
В эти дни Москва встретила президента, премьера, госсекретаря и других республиканских боссов солнцем и теплом. В кресле же российского руководителя теперь сидит крепкий и хитрый политик, который прежде чем о чем-нибудь и с кем-нибудь договориться, — тысячу раз просчитает: выгодно ли это его государству?
В принципе это, конечно, неплохо, когда у соседей президентом работает фанатичный государственник в самом хорошем смысле этого слова. Но есть и такой момент: этого государственника иногда «зашкаливает» из-за собственного чекистского воспитания. И он начинает думать и рассуждать слишком уж по-иезуитски.
Впрочем, недаром нам все время говорят, что мы евразийцы. Поэтому, облачившись в шикарные европейские костюмы, наша госделегация так, по-азиатски, тонко провела свою дипломатическую игру, что москвичам не оставалось ничего другого, как договорится с нами о согласованной позиции при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), и согласиться на долгосрочное соглашение о транзите казахстанской нефти по системе российских нефтепроводов, и подписать с нашей республикой документ о разделе дна Северного Каспия, и утвердить решение по согласованию основ политик по пограничным вопросам etc.
Кто больше выиграл, а кто проиграл от подобной политической дружелюбности, — покажет время. В любом случае, Россия, при всем ее нынешнем тяготении к Западу, не стала разрушать основы своей старинной дружбы с Центральной Азии. Что весьма актуально, учитывая то, что и мы отнюдь не гнушаемся близкими отношениями с лидерами западного мира.
Поверьте в чудо
Нельзя не рассказать и о стали. О нашей стали. Практически всю весну стоял шум горой о том, что пришли казахстанским сталелитейщикам «кранты». И все из-за того, что в мире существует какой-то полузаговор против нашей стали. Мол, все страны сговорились и отказываются ее покупать под разными предлогами.
«Последней каплей» стали информационные сообщения о том, что Россия и, главное, Китай тоже решили резко сократить поставки стали из Казахстана. Правда, тогда же проскочила информация об активных переговорах казахстанского правительства с россиянами и китайцами на предмет изменения этой ситуации. Помню, я даже тогда написал, что это будет первым реальным шагом со стороны нашей исполнительной власти в деле конкретной помощи местным производителям.
И чудо свершилось. В начале этой недели в ходе официального визита госсекретаря тире министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева в Пекин была достигнута предварительная договоренность о том, что импорт казахстанской стали в Китай в 2002 году останется фактически на том же уровне, что и в прошлом, 2001-м. В переводе на цифры эта договоренность выглядит так: 1 миллион 200 тысяч тонн.
Правда, не все тут так гладко. Потому что КНР уже вступили в ВТО, а там очень косо смотрят на излишне навязчивое государственное управление экономикой. Это же касается и обязательств китайского руководства поставить в свою страну более миллиона тонн казахстанской стали. Действительно, выглядит такая договоренность как-то совсем не рыночно…
Госсекретарь РК, как опытной дипломат, к тому же несколько лет проживший и проработавший в Китае, в этой ситуации все сделал более чем аккуратно. С одной стороны, он принципиально договорился о фактической поддержке китайцами казахстанского производителя стали. С другой стороны, он там же в Пекине публично призвал все казахстанские компании конкретно и наглядно показать конкурентоспособность собственных товаров на китайском рынке. Другое дело, что любые слова скоро забываются, а вот договоренности между государственными деятелями остаются…
Восковые фигуры недели
А 18 мая во всем мире отмечается Международный день музеев. В связи с этим, в Алматы на этой неделе прошла пресс-конференция с участием руководителей некоторых казахстанских государственных музеев. Но звездой этой встречи с журналистами, безусловно, стал представитель Министерства культуры, информации и общественного согласия РК господин Базарбай Алтаев. Он сообщил собравшимся о завершении работы над проектом Концепции развития музейных учреждений в городе Астане. Согласно этому документу в нашей любимой столице вскоре откроются музей прикладного искусства, музей восковых фигур и многие другие музейные заведения.
Жаль только, что так и осталось непонятным: кто же станет героями астанинского музея восковых фигур?..