Редакция Caravan.kz рассказывает, что приезжие из разных стран думают о старинной основе казахского общества.
Хеймиш Полс, который приехал в Казахстан на работу, за 20 месяцев выучил названия не только жузов, но и всех входящих в них родов, что для непривычного человека может оказаться, действительно, сложным. Что означают тамги казахских родов
«На этой стене — тумары ру всех моих коллег, а на этой — знаки ру моих друзей. Я работаю в дружном и очень талантливом коллективе, где трудятся представители разных регионов Казахстана и разных ру. Тем не менее это разнообразие очень сильно укрепляет командный дух. Я глубоко уважаю другие аспекты казахской культуры, которые меня удивляют. Если быть достаточно терпеливым и иметь интерес к познанию, а также всегда разговаривать с людьми, перед вами открывается целый мир богатой и разнообразной казахской культуры и традиций для изучения…» — рассказал он изданию «Прикаспийская коммуна».
Прожившая в Казахстане 15 лет немецкая журналистка Эдда Шлягер считает, что влияние жузовой системы на жизнь казахов переоценено.
«Обидно, когда казахов называют экзотическими кочевниками. Это современная страна, в некоторых аспектах даже более современная, чем Германия, — например, что касается использования цифровых технологий в быту», — заявила она.
«Согласно казахским традициям каждый казах должен помнить имена своих предков до седьмого колена. Поэтому в традиционном казахском обществе люди имеют сильное чувство принадлежности к племени, а члены родов – сильное чувство групповой идентичности. Они поддерживают друг друга, и стремятся отстаивать интересы своих семей и племен. Это чувство племенной принадлежности оказывает большое влияние на общество», — считает китайский исследователь У Хунвэй Чжан Хао.
А также представители других сфер.
«Отношения между представителями разных жузов и родов — это та сторона казахстанского общества, которая не сразу заметна посторонним, даже тем, кто живет и работает в стране», — рассказал Ивар Дале, сотрудник европейской правозащитной организации, который несколько лет жил в Казахстане.
Его мнение приводится в статье узбекского журналиста Мансура Мировалева, который добавляет и свой взгляд на ситуацию.
«Пережив коммунистическую эпоху, племенная идентичность по-прежнему влияет на общественную и политическую жизнь в Центральной Азии, территория которой в четыре раза больше Техаса», — считает Мансур.
С системой жузов сталкиваются не только те, кто приехал в Казахстан на годы, но и туристы, заехавшие ненадолго.
«В Казахстане, как и в США, есть аграрный патриархальный Юг, космополитичный промышленный Север и Запад — Старший, Средний и Младший жузы соответственно», — пишет трэвел-блогер Илья Буяновский.
Он спрашивал об этом у казахов из разных регионов.
«Всю информацию содержат шежире (или "жеты-ата" — "семь дедов"), генеалогические справочники рода, племени, жуза и, наконец, всей нации (последний, впрочем, уже современный проект). И в 21 веке казахи не забывают родства — каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то, как мне показалось, казахи и это в основном помнят, но инстранцев без надобности не посвящают — скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей неказахам уже не понять. Но в любой части Казахстана от местных можно услышать примерно следующее: "Ты там дальше будь осторожнее! У нас тут народ гостеприимный, а там смотри — люди злые, хитрые!"», — рассказал Илья. Жети ата: что нужно знать об этой традиции и как их правильно считать
Он также рассказал о том, чем, на его взгляд, отличаются между собой казахи из разных жузов.
«Казахи Среднего жуза сдержанны, отрешены и все-в-себе, первыми на контакт идут неохотно, и многим, на первый взгляд, кажутся недружелюбными. В Младшем жузе самые приставучие менты. Хороших людей, конечно, и здесь больше, чем плохих. В Старшем жузе знойно, и люди здесь по-восточному спокойные и вальяжные. Хотя атмосфера тут самая азиатская, именно в Старшем жузе я чувствовал себя наиболее безопасно. Обратная сторона — типично азиатское панибратство: каждому встречному надо со мной поздороваться и отнять у меня минут десять расспросами о том, сколько мне лет, есть ли у меня жена и дети, кто я по национальности и вероисповеданию, и, конечно же, страшно удивляться, как это в 27 лет — и без детей? Уклад тут куда как патриархальнее, чем в остальном Казахстане», — поделился блогер.