В Минтруда не признаются, есть ли толк от программ переселения: почему казахстанцы продолжают за них платить - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Минтруда не признаются, есть ли толк от программ переселения: почему казахстанцы продолжают за них платить

В Минтруда не признаются, есть ли толк от программ переселения: почему казахстанцы продолжают за них платить

По данным министерства труда, за годы действия госпрограмм и нацпроектов по переселению граждан из трудоизбыточных южных регионов в северные области страны переместить удалось около 52 тысяч человек. Сколько из них там трудоустроились, сколько вернулись восвояси – цифра закрытая.

  • 6 Июня
  • 8220
Фото - Caravan.kz

«Караван» попытался разобраться, что случилось не так. Ну и подсчитать, сколько средств было затрачено на эти эксперименты.

По официальным данным, с 2017 года по 2022-й в проект вложили 11 миллиардов тенге. На 2023-2025 годы запланировано 32,1 миллиарда. Хотя результат предыдущих лет до сих пор не очевиден. При этом, как сообщило нашей редакции министерство труда и социальной защиты, «переселение с юга на север является одной из ключевых задач правительства с учетом социально-экономических факторов».

И тут же пояснение – почему. «Во-первых, из-за сокращения численности населения в северных и центральных регионах страны. Во-вторых, демографическая ситуация в южных областях демонстрирует высокие темпы прироста населения и избыток рабочей силы. В-третьих, эти особенности оказывают влияние на темпы экономического и социального развития регионов».

Признание честное, но запоздалое. По мнению независимых экспертов, «если бы все ошибки начали исправлять хотя бы 3-4 года назад после детального анализа, госбюджет не потерял бы деньги, а люди – время и деньги».

Справка «Каравана»

В 2023 году, чтобы повысить межрегиональную мобильность, минтруда и власти регионов разработали Дорожную карту, в рамках которой предполагалось создать в селах 55 тысяч новых рабочих мест. В том числе и вакантные. Сколько создано на самом деле и сколько занято, временных и постоянных, нет достоверных данных.

Напомним. Год назад тогдашний министр национальной экономики Алибек Куантыров заявил в мажилисе, что в стране остаются бесперспективными 2800 сел. «Какие-то будут восстанавливать и поддерживать. Зависит от политики регионов».

Странно. Если бесперспективные, то зачем «восстанавливать и поддерживать»? Если доктор сказал «в морг» – значит, в морг? Покойников не заставишь трудиться. Да и денег на их реанимацию у местных властей с учетом климатических проблем (то засухи, то паводки) не хватит. Так что, похоже, эти слова о поддержке – обычный популизм. Тем более редакция так и не получила ответы на вопросы к министерствам: сколько переселенцев перебралось в прошлом и нынешнем году в подтопленные села? Значит ли это, что они угодили под «раздачу» дополнительных «премиальных» помимо обязательных?

Существенная ремарка от минтруда: «В целях привлечения граждан для участия в программе сотрудники местных исполнительных органов прибытия и выбытия ежегодно организуют ярмарки вакансий, где переселенцам предоставляют подробную информацию о программе добровольного переселения».

А этим чиновникам «в точке убытия» интересно, сколько человек и куда собирается переселиться? А чиновникам (не важно – областного или районного уровня) «в точке прибытия» надо знать, сколько граждан может переехать в их владения? Новые люди – новые проблемы. Старые бы хоть как-то решить.

«Разведка» план подскажет?

На площадке «Электронная биржа труда enbek.kz», добавлена услуга «Получение информации о трудодефицитных регионах». Там якобы можно найти данные «о наличии социальной инфраструктуры населенных пунктов трудодефицитных регионов». Зашел на сайт с трудом. Ознакомился. Информация – куцая. Обозначены трудодефицитные регионы, список выплат, пособий и прочих «плюшек». Чтобы понять, есть ли смысл переезжать – нужно отправлять толкового родственника на разведку. А это затраты. И еще не ясно, стоит ли эта овчинка выделки. И всё? А где конкретная информация о вакантных рабочих местах?..

В прошлом году министерство сельского хозяйства ответило «Каравану», что за это отвечают местные власти и фермерские хозяйства. Мол, претенденты на переезд сами должны узнать на месте, нужны они там или нет.

Кто кого кормит: село столицу или…

В ответе на запрос «Каравана» министерство национальной экономики случайно (или неслучайно?) раскрыло несколько тайн. Например, об «умирающих» селах: «Их упразднение (то есть вычеркивание из списка все еще живущих там граждан) не предполагает расходование бюджетных средств».

Честно и жестко. Но кто довел эти населенные пункты и их жителей до такого состояния?

При этом министерство сообщило нам, что модернизация «опорных» и «якорных» населенных пунктов предполагает улучшение инфраструктуры, включая дороги, электро- и водоснабжение, канализацию, образование, здравоохранение.

Именно в таком порядке? Ну, вполне логично. Сначала дороги, электричество, вода и канализация. Если их нет – какие без них знания и здоровье?

Комментарий экономиста Галыма Сейтжанова:

«Я еще в прошлом году говорил вам, что некоторые идеи в рамках госпрограмм и нацпроектов переселения вызывают сомнения. В частности, что «распределение лимитов между регионами преимущественно определяется демографическими и экономическими факторами исходя из численности населения и количества «опорных» сел. А кто и на каких основаниях определил и назначил их опорными? Почему они стали «бесперспективными»? В результате «ошибок» местных властей? Если они с засухами и паводками не научились бороться, то с кого спрашивать? Со Всевышнего? Да, акимы за погоду не отвечают. Только за бюджет.

Потрачены миллиарды: почему рядовые казахстанцы должны оплачивать госпрограмму переселенцев с юга на север

У меня подозрение, что программа переселения вывернута наизнанку: не село сейчас кормит города, а города кормят переселенцев «обещалками» и деньгами. Если нет реальных цифр, сколько южан переселилось и начало работать в северных областях страны и сколько им заплатили за это, и сколько вернулись домой, то этим вопросом, видимо, должны заниматься соответствующие органы. Ну и самое главное: на поддержку села в разных министерствах было написано несколько программ. Не все были согласованы, состыкованы между собой. Одна дублировала другую. Или даже противоречили друг другу. То есть деньги из бюджетов шли в отрыве от решения реальных задач».

Справка «Каравана»

На проект «Ауыл – ел бес на 2021-2023 годы выделили 427,8 млрд тенге. По бюджету «Ауыл Аманаты» вопросы остаются. Была еще программа продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек», «С дипломом – в село» и ряд других. И у каждой был свой бюджет. Несколько были «поставлены на утрату». Причины разные: или вышел срок годности, или документы признали провальными.

Нацпроект «Сильные регионы – драйвер экономики страны» еще действует. Но и по нему есть вопросы.

В начале 2024 года в правительстве признали, что «низкие показатели обеспеченности услугами (благами) Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Жетысуской областей обусловлены рядом причин». Дальше список, под которым могут подписаться минимум десяток областей страны: «Высокая изношенность инженерной инфраструктуры, критическое состояние автодорог, разрывы в развитии между городами и селами»…

На запрос «Каравана» министерство нацэкономики ответило так: «На развитие этих регионов из республиканского бюджета ежегодно выделяют значительные средства… В 2024-м предусмотрены субвенции: Жетысуская область – 355,3 млрд тенге, ВКО – 245,3 млрд, ЗКО – 251,4 млрд».

А еще, как сказано в ответе, в этих областях есть «комплексные планы социально-экономического развития, в рамках которых реализуются меры по улучшению инфраструктуры». Насколько они согласованы с Левым берегом в стратегическом плане и по финансовым затратам?

Почему «аспирин» не помогает?

По мнению независимых экспертов, именно несогласованность действий госорганов тормозит развитие регионов и страны в целом. В 1997 году было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПИР), которое в народе тут же нарекли «аспирином». Как сказал в 2005 году экономист Канат Берентаев (ныне покойный), «аспирин» должен был стать мозговым центром правительства, которое призвано согласовывать все проекты центральных и местных исполнительных органов. Жаль, что не получилось. Закрыли его».

Но в 2020-м агентство реанимировали. Задачи и цели у него – те же. А вот насколько оно их успешно решает сегодня – вопрос остается открытым.

Но это уже тема для следующей публикации.