В министерстве здравоохранения перепутали здравый смысл с бюджетными потерями - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В министерстве здравоохранения перепутали здравый смысл с бюджетными потерями

В министерстве здравоохранения перепутали здравый смысл с бюджетными потерями

Новый проект Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения” содержит нормы, вступающие в противоречие с Договором ЕАЭС, и может способствовать росту теневого оборота в экономике страны. Об этом говорят предприниматели НПП “Атамекен”, а также специалисты комитета технического регулирования и метрологии. И предлагают задуматься над этим руководителям министерства здравоохранения.

  • 2 Августа 2019
  • 12627
Фото - Caravan.kz

Такие утверждения бизнесменов основаны на том, что законопроект предусматривает введение регулирования в отношении “электронных систем курения” и “систем для потребления табака”.

Однако введению каких-либо норм в отечественные законы должен предшествовать ряд событий, которые приведут эти изменения в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). И в п. 3 ст. 4 Конституции Республики Казахстан говорится о приоритете международных договоров перед внутренними нормами.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 52 Договора о ЕАЭС государства – члены ЕЭАС не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень, коей являются “электронные системы курения” и “системы для потребления табака”. Поэтому установление обязательных требований на национальном уровне будет противоречить п. 1 ст. 52 Договора о ЕАЭС.

Для идентификации и установления обязательных требований к “электронным системам курения” и “системам для потребления табака” необходимо принятие технического регламента Союза. Более того, эти системы не являются исчерпывающими видами альтернатив табакокурению, поскольку в настоящее время на рынке обращаются еще другие виды продукции, не подпадающие под указанные определения.

В связи с этим установление регулирования на эту продукцию на национальном уровне до включения ее в Единый перечень и до принятия соответствующего технического регламента союза не представляется целесообразным. Сегодня такой позиции придерживается как “Атамекен”, так и комитет технического регулирования и метрологии.

Запрет выкладки табачной продукции в местах ее продажи

Опыт Российской Федерации показывает, что после введения запрета на выкладку доля нелегальной продукции там возросла с 19 процентов в 2014 году до 28 процентов в 2018 году. То есть сегодня почти каждая третья пачка табачной продукции в соседней стране является нелегальной. Соответственно ее бюджет несет огромные потери. Уже в 2019 году бюджет РФ может недополучить 70 миллиардов рублей из-за возникающего теневого оборота.

Тема теневого рынка актуальна и для Казахстана. Его доля в обороте табачной продукции оценивается в 1,9 процента, а налоговые потери в связи с этим – в 2,4 миллиарда тенге. С введением запрета выкладки потенциал теневого рынка может вырасти на 5–7 процентов уже в течение первого года действия такой нормы, а налоговые потери могут увеличиться до 7,5 миллиарда тенге.

Сегодня из 252 стран мира такой запрет ввели только 12 стран. Норма по запрету выкладки обойдется нашему бизнесу в 28 миллиардов тенге.

Вместе с тем в ходе обсуждения этого вопроса на площадке Национальной палаты предпринимателей дистрибьюторы табачной продукции сообщают, что они готовы приобретать специальное оборудование, однако исключительно для крупных розничных сетей. Формату магазинов “у дома” (это более 70 тысяч точек по Казахстану), которым придется приобретать оборудование самостоятельно (а его стоимость доходит до 400 тысяч тенге), это не по карману. Предварительный диагноз: что сулят инициативы минздрава гражданам Казахстана

Сегодня запрет выкладки вызвал резонанс у бизнеса. И обращения с более 3 тысячами подписей от предпринимателей направлены во все заинтересованные государственные органы РК.

С введением в действие решения совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 107 “О техническом регламенте Таможенного союза “Технический регламент на табачную продукцию” (ТР ТС 035/2014) производителей табачной продукции обязали наносить графические изображения в размере 50 процентов площади на лицевой и обратной стороне пачек. Такая мера введена для того, чтобы сделать табачную продукцию менее популярной и социально приемлемой.

Сегодня табачная продукция остается единственной, на которую действуют требования по нанесению специальных изображений, вместе с тем продукты с высоким содержанием солей, сахара, газированные и энергетические напитки, а также алкогольная продукция, которая оказывает большой вред в масштабе страны, от такого требования освобождены. На фоне этих и других факторов, введение запрета выкладки в отношении табачной продукции представляется излишним требованием для бизнеса.

Однако предприниматели, понимая необходимость регулирования оборота подобного вида продукции, считают приемлемым, в качестве альтернативы запрету выкладки табачной продукции, выполнять требования по оформлению: по дизайну упаковок, запрету освещения и подсветки, ограничениям по форме и цветовой гамме, материалам, макетам и другим элементам, привлекающим внимание.

В этой связи целесообразным является ввести не запрет, а регулирование выкладки либо оставить все как есть.

Господа из правительства, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Как вы собираетесь обходить Договор о Евразийском экономическом союзе?

2. Как вы собираетесь компенсировать финансовые потери бизнеса?

3. Вам не кажется, что своими действиями вы на корню губите всё, что делали ваши предшественники для развития малого и среднего бизнеса?

4. Кто будет отвечать, если страну захлестнут потоки контрабандной табачной продукции?

АЛМАТЫ