План, посредством которого латвийские власти рассчитывают вернуть соотечественников из-за рубежа, рассчитан на 2013-2016 годы. Его реализация потребует 2,4 миллиона латов (примерно четырех с половиной миллионов долларов). В частности, план предусматривает международный обмен информацией о рынке труда: латвийские работодатели будут информировать соотечественников, проживающих за рубежом, о вакансиях на родине.
Также в рамках плана будет расширено сотрудничество с зарубежными организациями латышской диаспоры. Семьям тех, кто согласится вернуться в республику, власти обещают помочь в изучении латышского языка.
О разработке плана по реэмиграции стало известно в конце прошлого года. Его авторы, как сообщалось, рассчитывают вернуть в Латвию 100 тысяч покинувших ее ранее жителей (правда, это, как заявляла глава рабочей группы по подготовке плана Даце Акуле, может произойти лишь к 2030 году).
При этом президент Латвии Андрис Берзиньш, комментируя проект, признавал, что предлагаемые меры едва ли будут эффективными. «Во время встреч и конкретных разговоров с людьми становится ясно, что в их новых странах уровень социальной поддержки настолько высок, что нет никаких надежд на их скорое возвращение… Фактически, до тех пор, пока нет возможности роста здесь, нет возможности получить хорошо оплачиваемую должность, они технически не способны вернуться. Я так на это смотрю», — отмечал он.
В период с 2000 по 2010 годы численность населения Латвии, как сообщалось, уменьшилась на 13 процентов (в абсолютных цифрах сокращение составило 307 тысяч человек). Главным образом это было вызвано эмиграцией.
На 1 января 2013 года в республике проживали 2,23 миллиона человек. По сравнению с прошлым годом убыль населения составила 21 тысячу человек (из этой цифры доля примерно в 12 тысяч связана с эмиграцией).
Комментируя эту тему, латвийский адвокат Андрис Грутупс отмечал, что если темпы эмиграции сохранятся, то «нации не будет через неполные 30 лет». Похожее опасение высказывала госконтролер страны Ингуна Судраба, предсказывая, что «вскоре в Латвии останется только территория, флаг и гимн; и государственный язык». Президент Латвии, в свою очередь, отмечал, что если уровень жизни в республике не удастся приблизить к среднеевропейскому в течение ближайших 10 лет, то страна с политической точки зрения прекратит свое существование.