Данное мнение, на условиях анонимности, разделяют многие работники бишкекских ювелирных магазинов.
«Продажи действительно очень сильно упали. Это произошло из-за кризиса и резкого скачка курса доллара. Также на рынке появилось значительное количество конкурентов, так как сейчас практически в любом месте можно купить золото, даже на базарах. Если раньше люди выбирали ювелирные центры, которые работали над своим именем и уже зарекомендовали себя, то сейчас золото можно купить где угодно. В связи с этим клиент стал, в первую очередь, смотреть на цену, а не на качество», — считают в бишкекском ювелирном магазине «Рубин».
Менеджеры ювелирной компании «Келдике» подтверждая значительное снижение продаж, отмечают, что ювелирные изделия, не являясь товарами первой необходимости в кризисные периоды, сильно страдают от снижения спроса и продаж. Кроме того, на ценовую политику влияют расходы из-за сильного скачка курса доллара.
«Аренда бутиков в торговых центрах выплачивается в долларах. Курс нам не зафиксировали и в сомы не перевели, соответственно, аренда у нас выросла на 20%. В совокупности эти причины и создали такой эффект», — пояснили в «Келдике».
Со слов президента объединения юридических лиц «Союз ювелиров и предпринимателей Кыргызстана» Сталбека Акматова, кризис, негативно отразившийся на производстве и продажах, не является единственной причиной.
«Из-за высокой стоимости сырья и неправильного начисления налога 50-60% предприятий находится в тени. Вообще сырье освобождено от НДС, однако после изготовления изделия налог снова добавляется. Это создает неравные условия для импорта и местных производителей», — прокомментировал С.Акматов.
«Мы становимся неконкурентоспособными по цене. Не по качеству, а по цене. Единственное место в Кыргызстане, где мы можем официально купить металл, сырье — это «Кыргызалтын», который являясь коммерческой структурой, при продаже золота к мировой цене добавляет 2% — налог с продаж и до 5% — так называемую, премию», — отметил В.Стрельников.