На снимках в соцсетях все как положено: бетонные надолбы перекрывают дороги, их охраняют вооруженные автоматами полицейские, машины стоят с мигалками.
Вообще-то, если рассматривать весь Казахстан как один рынок – газа, яблок, машин или квашеной капусты, то такие блокпосты — это обычная внутренняя таможня. Помните поговорку: «Что с воза упало, то пропало»? Это вот как раз про те времена, когда хозяин отдельной территории ставил на дорогах и мостах свою охрану, чтобы они взимали с проезжающих купцов пошлину. Ну а что падало с возов, то становилось собственностью господина.
Это жутко тормозило торговлю и экономику, поэтому монархи боролись со своими вассалами за право налагать налоги на транзит. Только в XVII веке Англия первая среди развитых стран ликвидировала внутренние таможни. Это показывало, насколько силен британский монарх.
Блокпостами занялся акимат Кызылординской области. Если бы дело было в другом государстве — Китае, к примеру, России или Бразилии, это быстро бы раструбили до уровня президента, обвинив местные власти в превышении полномочий и даже в сепаратизме. Но это в другой стране.
Вывоз топлива из одного региона в другой — нормальное явление. Рынок диктует свои правила. «Караван» уже писал, как ГСО закупали сжиженный газ в Алматы и вывозили его в Талдыкорган. В ограничении торговли при желании можно найти нарушения Конституции, Гражданского и Предпринимательского кодексов.
Дальше что будет? Кызылорда это главный производитель риса в стране. И с ним как раз сейчас дефицит. А вот основной покупатель риса Южный Казахстан. Акимат выставит блок-посты, чтобы обеспечить потребности своего региона в этом стратегическом продукте питания? Рис наш? В ответ Туркестан закроет поставки овощей? Караганда притормозит уголь? Костанай – зерно? И снова здравствуйте шальные 90-е?
С другой стороны, понятны и причины, почему власти Кызылорды поставили блок-посты: в области вызревает дефицит сжиженного газа. И акимат это видит.
Норма для Кызылординской области – 8 тысяч тонн СНГ в месяц. Это норма в край: если область получит чуть-чуть меньше, сразу начинается дефицит. Но традиционно Министерство энергетики занижает поставки в область. Зачем это делается? Непонятно. Газа стране хватает!
В декабре поставки шли за ноябрь. Перед новым годом была разработана новая схема распределения газа, в итоге Кызылорда вместо 8 тысяч тонн получила только семь с копейками. На февраль эта ситуация повторится. Поэтому местные газоснабжающие организации забили тревогу: газа нет, переходим на талоны!
Обычно ситуацию спасало то, что зимние месяцы для газовиков — период спада потребления. Но не в этом году. СНГ (сжиженный газ) – это прежде всего моторное топливо. После Кантара цену на газ уже год держат на уровне 65 тенге. Это всего треть от цены на бензин – Аи-92 стоит 180 тенге.
Нормальная цена литра СНГ – половина от цены бензина. Это будет примерно 90 тенге.
Это уже делает перевод автомобиля на газ выгодным. А если разница в три раза – то большинство владельцев переведут свои машины на газ в обязательном порядке. Так на юге и случилось. Большая часть такси перешла на газ. Городской транспорт работает на газе. Фуры и самосвалы тоже переводят на газ.
С другой стороны, южане, как говорят северяне, народ движняковый. Зима — самое лучшее время съездить в гости: работы мало, мясо заготовлено. Поэтому люди постоянно едут в другие города и села. Поэтому спрос на СНГ растет каждый месяц. Поэтому спрос не падает в зимние месяцы.
Почему этот растущий спрос никак не может быть удовлетворен? Это загадка. Газ есть! Тендерная комиссия идет навстречу всем, кто работает на рынке.
В этом году министерство пошло на великое послабление: теперь газ могут получать все, даже мельчайшие ИП с потребностью в 1 тонну газа в месяц.
Это значит, что любая заправочная станция может получить топливо сразу с завода, минуя оптовиков. Это создало кашу для продавцов. И головную боль для МЧС: послабления очень большие, можно работать даже без своих танков, только на резервуарах самой заправки. Но министерство твердо намерено блюсти конкуренцию.
Причина же установки блокпостов банальна до безобразия: большая часть газоснабжающих организаций Туркестанской области находятся в Шымкенте или вокруг бывшего областного центра. Не указаны в плане поставок населенные пункты в северной или центральной части Туркестанской области. Поэтому часть газа сам Туркестан и его округа получают из Кызылорды. Минимум две компании имеют здесь свои сети АГЗС. Вот и таскают они. Казахстан стремительно идет к дефициту сжиженного газа
Помните? Потребность Кызылординской области в СНГ 8 тонн. Получает регион только 7 тонн. Две компании, работающие в Туркестанской области, получают на пару почти 2 тысячи тонн. Половину, допустим, они отправляют соседям. Итого, Кызылординская область живет только на 6 тысяч тонн.
Еще пара моментов. Большую часть СНГ Кызылорда получает со своих месторождений — ТОО «Казгермунай» и ТОО «Саутс-ойл».
Местные жители это знают, ведь их регион старейший в стране по добыче нефти и газа. И тут на заправках автогаз по талонам! Это вызывает справедливое возмущение, которое разделяет и акимат области.
При этом сам акимат каждый месяц выбивает из Министерства энергетики дополнительные объемы топлива. Это не всегда получается. Вдвойне обидно, когда и этот газ уходит соседям. Но, извините, каким соседям? Таким же гражданам Казахстана, как и жители Кызылординской области, которые имеют такие же права на недра страны.