Сегодня цена на уголь в Европе выросла до более 300 евро за тонну. В Казахстане оптовая цена не превышает 10 тысяч тенге за тонну.
— Запросы из Европы на уголь большие. Они хотят закупать по 40-50 тысяч тонн в месяц с дальнейшим ростом поставок. Но все упирается в логистические проблемы, — рассказал Геннадий Шестаков.
Прежде всего не хватает подвижного состава. Для перевозки угля используются полувагоны. Но их в Казахстане не хватает. Во-первых, это самый востребованный вид вагонов для перевозки сыпучих грузов. "Казахстан принял нас очень радушно, а казахи – добрые и отзывчивые": граждане Украины о жизни в РК
Во-вторых, сейчас более важная задача – перевозка урожая на элеваторы. И подвижной состав перенаправляют на эту работу.
В-третьих – российские полувагоны для регулярных перевозок почти недоступны, так как составу приходится пересекать границу Польши, а там их могут арестовать, задержать, притормозить. Поэтому такой состав должен добираться только до Беларуси, и уже оттуда уголь на грузовых машинах доставляют до границы Польши. Но, и это четвертое, угольных терминалов в Беларуси немного, и они сейчас загружены полностью.
В-пятых, в Казахстане скопились сотни единиц подвижного состава из Украины. Их владельцы опасаются, что они могут быть арестованы властями России в ответ на арест имущества российских компаний в Украине. Поэтому эти полувагоны стоят на тупиках в Казахстане и не работают.
В-шестых, состав с углем оборачивается из Казахстана в Польшу и обратно в лучшем случае за месяц. В основном из-за пересечения нескольких границ. Это также создает дефицит вагонов.