Дистанционный формат обучения в первый год пандемии обнаружил множество проблем – от технического оснащения до моральных издержек, когда родители школьников вынуждены были сидеть с детьми у компьютера и совместно вникать в объяснения педагогов. Когда режим карантина смягчился, а школьники и студенты стали возвращаться в учебные заведения, школы и вузы оценили преимущества смешанного обучения, когда можно использовать электронные и онлайн-средства, а также традиционный очный формат.
Примечательно, что для Казахстана смешанное обучение является новой концепцией, которая только начинает свое развитие. Особое внимание будет уделено инклюзивному образованию. Не все педагоги знают о специфике онлайн-образования, а также о том, как внедрять инклюзивное смешанное обучение в рамках национальной учебной программы. Также на сегодняшний день недостаточно онлайн-программ подготовки учителей, которые способны обучать детей в смешанном формате с упором на инклюзивность.
Инклюзивное образование – это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Термин имеет латинское происхождение: "include" – "заключаю, включаю". В рамках инклюзивного образования не ребёнок должен приспосабливаться к процессу обучения, наоборот – характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребёнка. Вовлечение учеников с особыми образовательными потребностями в процесс обучения стало особенно актуальным в условиях перехода на цифровой и смешанный формат обучения. Тренд для здоровья и вдохновения!
В основе развития инклюзивных подходов в образовании — важнейшие международные правовые акты. Убежденность в том, что каждый ребенок имеет право на качественное образование, лежит в основе подхода ЮНИСЕФ к образованию. Получение качественного образования, которое обеспечивает навыками, необходимыми для жизни, — это право каждого ребенка. Программы ЮНИСЕФ в области образования охватывают все группы детей, уделяя особое внимание детям с особенностями развития. В 2020 году между правительством Казахстана и ООН была подписана Рамочная программа сотрудничества в области устойчивого развития на 2021-2025 годы. Сотрудничество будет развиваться в трех областях: человеческое развитие и равноправное участие; эффективные институты, права человека и гендерное равенство; устойчивая окружающая среда и инклюзивное экономическое развитие.
Участниками программы стали Детский фонд ООН (UNICEF) в Казахстане и Международный университет информационных технологий. В результате сотрудничества была создана программа «Разработка инклюзивного онлайн-контента для учащихся и учителей общеобразовательных школ по смешанному обучению». А в рамках данной программы была разработана платформа Okulab, которая позволяет детям с нарушениями слуха и зрения получить доступ к образованию. Также на платформе запущен 72-часовой онлайн-курс с участием 15 тренеров в сфере инклюзивного и цифрового образования для учителей начальных и средних школ. В программе курса — развитие профессиональных компетенций педагогов с учетом разных образовательных потребностей учащихся и создание для ребенка с особыми образовательными потребностями условий для успешной социализации, развития, обучения и воспитания. Педагоги, которые будут обучаться на платформе, получат необходимые навыки в онлайн–педагогике, чтобы помочь «особым» детям быть успешными и востребованными личностями в современном обществе.
По данной программе 6000 педагогов из 6 регионов Казахстана пройдут курсы по инклюзивно-смешанному обучению. Это означает, что тысячи детей с особыми образовательными потребностями будут обучать квалифицированные учителя.
Светлана Велитченко