Никаких флешмобов со сжиганием чучела коррупции или пламенных листовок – только жесткие законодательные рамки и четкие требования. Так вкратце можно охарактеризовать список рекомендаций по противодействию коррупции ОФ “Транспаренси Казахстан”. И, как подчеркивает председатель попечительского совета общественного фонда Наталья МАЛЯРЧУК, госорганы выразили готовность следовать их советам. Видимо, мздоимство надоело даже чиновникам.
Сломать систему
По данным индекса восприятия коррупции ОФ “Транспаренси Казахстан” за 2015 год, Казахстан находится на 123-м месте из 168 стран. Это значит, что наши граждане к взяткам относятся весьма лояльно. По данным пока еще не опубликованного исследования “Глобальный барометр коррупции” за этот год, готовы решить тот или иной вопрос за деньги 48 процентов казахстанцев.
– Это на самом деле одна из глобальных проблем нашего общества, – признает председатель попечительского совета ОФ “Транспаренси Казахстан” Наталья Малярчук.
Решить ее хотя бы частично в фонде предлагают за счет вовлечения в процесс антикоррупционной борьбы как можно большего числа казахстанцев. Так, одна из рекомендаций, которую “Транспаренси Казахстан” дал госорганам, – это вернуть антикоррупционную экспертизу государственных законопроектов.
– Это позволит исключить коррупционные риски в зародыше. Кроме того, это благотворно скажется на формировании в обществе нетерпимости к коррупции: закон будет выноситься на открытое обсуждение, критиковаться, и каждый гражданин сможет так или иначе принять участие в его формировании, – уверен соавтор списка рекомендаций политолог Марат ШИБУТОВ.
Чиновники согласны идти до конца
Также эксперты рекомендуют прописать прейскурант цен и перечень товаров, которые могут закупать госорганы, проводить все тендеры и конкурсы максимально открыто и в первые месяцы года, чтобы у подрядчиков было время на исполнение взятых обязательств. Всего было опубликовано 19 рекомендаций, но, как сообщили нам авторы, это лишь начало большой работы. Впрочем, даже следование обнародованным советам позволит снизить уровень коррупции в стране вдвое. И, как уверяет Наталья Малярчук, государство готово бороться со взятками всеми способами.
– Этот текст не был придуман нами просто так, нас попросили это сделать с оговоркой, что даже если это будут самые жесткие меры, их готовы принять. Потому что на всех уровнях есть понимание того, что необходимо снизить уровень коррупции у нас в стране, – говорит Наталья Малярчук.
Кто все эти люди?
– Если брать опубликованный блок, то я бы выделила несколько рекомендаций в качестве самых значимых. Во-первых, провести анализ постановлений местных и центральных исполнительных органов на предмет дублирования. У нас очень много приказов, которые дублируют друг друга и провоцируют различные коллизии. Второе – это аудит эффективности действующих структур местных и центральных исполнительных органов. Также количественно-качественная проверка эффективности подведомственных организаций. У нас их количество перевалило уже за тысячу, по идее они должны способствовать деятельности центральных и местных исполнительных органов, но по факту это лишнее звено, которое тормозит реализацию всех госпрограмм. Если это коммерческая структура, то насколько она прибыльна? Если какая-то исследовательская контора – где плоды ее работы? Пока я могу сказать, что к нам ежедневно приходят десятки запросов от некоммерческих государственных структур с просьбами предоставить данные тех или иных цифр по нашим исследованиям. Хотя по идее они сами должны проводить подобные исследования, – рассказывает Наталья Малярчук.
Также эксперты советуют как можно больше убыточных компаний квазигоссектора отдать на приватизацию и раскрыть кадастровую стоимость месторождений, земли и крупных объектов.
У них нет цельной картины
Как скоро профильные ведомства приступят к выполнению рекомендаций экспертов “Транспаренси Казахстан”, неизвестно. Впрочем, у чиновников и без того задач в битве с мздоимством хватает. Так, например, уже несколько лет наша страна с переменным успехом пытается исполнить рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Членство в ОЭСР могло бы принести стране достаточно много бонусов в виде снижения ставок кредитов от международных фондов и повышения инвестиционной привлекательности. Но, увы, с таким уровнем коррупции, как у нас, в члены ОЭСР не пробиться.
С 2011 года мы выполняем рекомендации по снижению уровня коррупции ОЭСР. В 2014 году эксперты организации признали, что по 16 из предложенных 17 прогресс либо незначительный, либо вовсе отсутствует, и выписали еще 3 рекомендации. Таким образом, до конца 2017 года Казахстан должен выполнить 19 рекомендаций ОЭСР по борьбе с коррупцией.
Как признаются сами чиновники в кулуарах, все вряд ли осилим. Среди прочих – требование о расширении прозрачности во всех сферах госуправления, борьба с политической коррупцией и взяточничеством в судейском корпусе.
Впрочем, по мнению Натальи Малярчук, оно в чем-то даже к лучшему. Наша страна и так слишком часто оглядывается на мнение мирового сообщества, а это уже вопрос национальной безопасности.
– Если рассмотреть все планы и положения наших госорганов, то 50 процентов показателей их деятельности зависит от международных и зарубежных индексов и исследований. То есть государство пытается оценить себя через призму иностранного мнения, несмотря даже на то, что некоторые эксперты здесь не находятся и цельной картины не видят, – сетует она.
По ком звонит колокол?
Таким образом, быть или не быть коррупции в нашей стране, решать исключительно нам, гражданам. И в этом вопросе эксперты советуют обратить внимание прежде всего на себя. А вот с этим проблемы: народ, шокированный суммами хищений по громким коррупционным делам и “чудесными” возвращениями во власть отсидевших коррупционеров, в победу над взяточничеством зачастую не верит.
– Проблема нашего населения в том, что мы слишком глобально мыслим, не замечая за собой никаких грехов. “Большая” коррупция – серьезная проблема, которая, безусловно, влияет на все общество. Но для благосостояния конкретного гражданина особого значения не имеет. Вот, например, процесс по ЭКСПО. Экономике страны был нанесен громадный ущерб, но население его не почувствовало. Другое дело, что мы позволяем существовать этим громким процессам. Дав однажды взятку гаишнику или учителю, мы показываем всем, кто находится в системе, что готовы платить, терпеть и молчать. А дальше – как снежный ком, который не так-то просто остановить, – рассказывает о том, как малая коррупция перерастает в большую, Наталья Малярчук.
Но, если есть большие коррупционные процессы, почему бы не быть и маленьким взяточным судам?
– “От сумы и тюрьмы не зарекайся”. Для казахстанцев, с учетом малой доли в наших судах оправдательных приговоров, эта пословица прямо в тему. И велика вероятность того, что на нарах по обвинению в коррупции может оказаться любой, – предупреждает Марат Шибутов.
А потому, советуют эксперты, чем обсуждать прошлые подвиги героев-коррупционеров, может, стоит вспомнить о своих?
АСТАНА