Техосмотр превратился в дополнительную ренту, поэтому необходимо совместно с обществом выработать одну модель. До этого периода общество совместно могло бы решить о приостановлении этой процедуры, сказал на брифинге директор департамента антикоррупционной политики агентства по противодействию коррупции Данияр Сабирбаев, пишет Zakon.kz.
— Нужно признать, что техосмотр в сегодняшнем виде не исполняет те функции, которые на него были возложены. Сегодня практически техосмотр превратился в дополнительную ренту, нагрузку для автолюбителей, и, в принципе, кроме как коррупционной нагрузки он свои функции не исполняет. Фактически сегодня техосмотр превратился в фикцию, в формальность, которая не имеет под собой никаких оснований, — сказал Сабирбаев.
По его словам, альтернативных моделей техосмотра очень много, и в агентстве изучали немецкий, китайский и грузинский опыт, который можно было бы взять за основу в Казахстане.
— Мы предлагаем вообще начать по этому вопросу гражданские общественные слушания. Мы должны в диалоге с общественностью решить, какую модель мы выберем. Да, пока не выработаем такой механизм, где бы техосмотр напрямую исполнял свои задачи, — добавил Сабирбаев.
Причиной такого предложения послужили проведенные в 2018-м и с начала 2019 года мониторинги сферы технического осмотра транспортных средств.
Так, например, по словам руководителя республиканского проектного офиса "Адалдық алаңы" Мираса Каргабая, совместно с инспекцией транспортного контроля по Алматинской области был выявлен и установлен факт прохождения техосмотра по WhatssApp без самой технической проверки.
— Данный факт был установлен в городе Талдыкоргане. Тайный покупатель без заезда авто смог за 6 тысяч тенге приобрести техническую карту, внесенную в Единую информационную систему обязательного технического осмотра. Данный автотранспорт, прошедший технический осмотр, был снят с учета еще в 2016 году. Однако для данной организации это не явилось проблемой, несмотря на это, они смогли внести с легкостью транспорт в базу данных и предоставить техкарту. Стоит отметить, что это не единичный факт, — сообщил Каргабай.
Он добавил, что подобный вид прохождения техосмотра противоречит законодательству Казахстана, вызывает угрозу безопасности дорожного движения, а также вовлечения граждан в коррупционные правонарушения.
Всего, по его информации, за период с 2018 года по сегодняшний день проверено 152 оператора технического осмотра, выявлено 724 нарушения правил организации и проведения обязательного технического осмотра транспортных средств.
— В отношении операторов техосмотра составлено 193 адмматериала на сумму 3 749 000 тенге, из реестра исключено 88 операторов. За период с ноября 2018-го по март 2019 года проведено более 150 рейдовых мероприятий. Выявлено 84 факта подделки диагностических карт. Составлено 26 адмматериалов, возбуждено два уголовных дела, — заключил Каргабай.