Понятие этики в информационной среде за последнее время переживает новый виток испытания на прочность. Ведь как это часто бывает, в погоне за рейтингами, большими гонорарами отдельные представители масс-медиа могут нарушать личные границы и поступаться принципами своей профессии — объективностью и беспристрастностью. От этого страдают не только люди, чья честь и достоинство затрагиваются, но и в целом имидж профессии. Конечно, сегодня в Казахстане существуют законы, которые регулируют вопросы неприкосновенности частной жизни и многое другое, но все-таки не хватает свода этических норм, которые были бы общими для всех без исключения журналистов и редакций в стране.
Об этом своим мнением с читателями Caravan.kz поделился генеральный директор ТОО «MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS», руководитель Казахстанского медиаальянса Канат Сахариянов.
В современном мире сфера масс-медиа включает в себя разнообразные средства массовой информации, которые играют важную роль в обществе, начиная от традиционных и привычных всем телеканалов, газет, информационных агентств и заканчивая чатами в мессенджерах. Всех их разделяет формат или форма, конкуренция, борьба за ресурсы — рекламные деньги и средства государственного заказа. В то же время объединяют СМИ закон и этика. Если первое, как подчеркивает директор телеканала, регулирует деятельность представителей масс-медиа извне, то второе — это то, что управляет редакциями и журналистами изнутри.
"Понятное дело, что закон всегда был в поле зрения государства. Вносилось множество поправок, полностью переписывались. Законы у нас нормальные — просто бывает, когда страдает исполнение. Закон мы уважаем и стараемся не нарушать, а нормы этики — это добровольно, осознанно, важно. При этом в 2020 году Казахстанский медиаальянс разрабатывал базовые принципы медиа в Казахстане", — напомнил Канат Сахариянов.
Не секрет, что в эпоху информации зачастую именно она становится оружием массового поражения, а граждане становятся свидетелями войны, концепция которой основана на совокупности конвенционального, политического, экономического и информационного оружия. Все это называется гибридной войной.
«Да, в эпоху информационных войн информация, действительно, становится мощным оружием. Информационные войны характеризуются использованием различных методов для манипуляции, дезинформации и воздействия на общественное мнение в целях достижения политических, экономических или идеологических целей», — отметил глава TV канала.
Исходя из этого, следует различать этику редакции и этику журналиста.
«Этика редакции — это о том, публикует ли редакция проплаченный материал без пометки реклама, или еще хуже — берет «черный нал» и пытается манипулировать общественным мнением. Например, мы сейчас видим, какие попытки предпринимают некоторые в отношении дела Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в жестоком убийстве своей супруги Салтанат Нукеновой. Такое напрямую относится к этике редакции, к тому, позволяет ли редакция публикации на основе слухов, бездоказательных обвинений, какой фактчекинг она проводит. А этика журналиста — это больше о том, сохраняет ли автор тайну источника информации, говорит ли открыто о записи разговора, вхождение в доверие и использование информации против источника информации», — подчеркивает собеседник.
К слову, не менее важным в вопросах здоровой, экологичной информационной среды является наличие анонимных СМИ, в частности телеграм-каналов. Из-за слабого законодательства их количество увеличивается с каждым днем. Государству такие анонимные телеграм-каналы могут нанести существенный вред . Во-первых, из-за распространения дезинформации и провокаций, что может вызвать панику, недоверие к власти и социальные потрясения. Также такие ресурсы могут быть использованы для планирования и координации незаконной или враждебной деятельности, это уже несет угрозу национальной безопасности. Вдобавок зачастую они нарушают законы о конфиденциальности, обходят цензуру и контроль, пропагандируют экстремистские идеи и ослабляют доверие к правительству.
«Это все требует законодательного урегулирования, поэтому необходимы законы и правила, регулирующие интернет-пространство и анонимные платформы. Это может включать в себя требования к идентификации пользователей, ответственности за распространение дезинформации и меры по защите личных данных. Кроме того, нужно улучшать технологии и методы обнаружения, сотрудничать с провайдерами интернет-сервисов, такими как Telegram, чтобы бороться с анонимными каналами и пресекать их незаконную деятельность. Следует заниматься образованием и информационной грамотностью пользователей Интернета, чтобы они могли различать достоверную информацию от ложной и быть более критически настроенными к содержанию, распространяемому через анонимные каналы»,
— перечисляет Канат Сахариянов.
Стоит развивать сотрудничество с международными организациями в борьбе с анонимными каналами, что может помочь в создании совместных стратегий по пресечению незаконной и вредоносной деятельности в Интернете.
Применение этих мер в комплексе, координация на различных уровнях (от правительственных и международных органов до общественных) позволит уменьшить градус накала в обществе и сохранить стабильность в государстве.
Возвращаясь к нормам журналистской этики, гендиректор «ATAMEKEN BUSINESS» отметил, что они опираются на четыре «точки» — принятые нормы общественной морали в этой конкретной стране, принятые негласные нормы в журналистской среде, профессиональный опыт самого журналиста и его внутренние моральные рамки.
«В Казахстане, если говорить о нормах общественной морали, в чем-то мы выгодно отличаемся от некоторых стран, например — воспитанием у молодежи уважения к старшим. Есть и свои неприятные особенности, такие как пережитки советского прошлого, в котором отрицалось право на индивидуальность и креативность, не поощрялось наличие критического мышления и умение и желание отстаивать свои права. Во многих из нас все еще живо непринятие самого факта существования у человека личных границ, далеко не все имеют чувство такта, мы в большинстве не умеем бережно и с уважением относиться к мнению человека, его позиции, не умеем выслушать собеседника до конца, критиковать конструктивно. Все это касается не только журналистов, это больные места всего нашего общества. Но именно эти компоненты являются составным частями журналистской этики», — убежден он.
На его взгляд, казахстанским журналистам всегда стоит задумываться над главным принципом «не навреди», потому что это касается выбора между вниманием аудитории, «хайпом» и жизнью героя сюжета, его личными границами и травмирующими его или ее ситуациями. Это очень тонкая грань, но если человек профессионал своего дела, то соблюсти стандарты и кодексы для него не проблема, как и остаться верным принципам честности и ответственности перед аудиторией.
«Одна из опор журналистской этики и профессионализма, кстати — правовая грамотность. И ее нам тоже часто не хватает. Еще одна большая дилемма — следование принципам объективности и беспристрастности и при этом — своя гражданская позиция, сопереживание и желание помочь, поддержать. Но этот вопрос журналистской этики актуален и обсуждается во всем мире», — констатирует глава телеканала.
В конечном итоге, как добавляет Канат Сахариянов, главный вопрос о том, что такое журналистская этика, каждый решает для себя сам. Хотя, по его мнению, медийному сообществу не помешали бы хотя бы базовые этические принципы журналиста, которые были бы размещены в открытом доступе и являлись основой для осознанного выбора каждого, кто только собирается или уже работает в СМИ.