В Казахстане могут запретить ездить на такси между городами: что происходит - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Казахстане могут запретить ездить на такси между городами: что происходит

В Казахстане могут запретить ездить на такси между городами: что происходит

Заявление министра транспорта РК Марата Карабаева, который в ходе очередного заседания правительства предложил ограничить дистанцию междугородных перевозок для такси до 50 километров, вызвало у казахстанцев неоднозначную реакцию. Насколько правомерно столь странное нововведение и к чему оно может привести, если все-таки данное положение будет принято?

  • 2 Августа
  • 26805
Фото - Caravan.kz

Любопытно, но не ново то, что глава транспортного ведомства сослался во время своего заявления на «опыт других стран». Вот только не уточнив, каких именно и почему упор был сделан именно на них. Впрочем, отметим, что ссылаться на подобный опыт, пусть даже негативный и совершенно не применимый к отечественным жизненным реалиям, у многих казахстанских чиновников вошло в привычку, сообщает медиапортал Caravan.kz.

Плюс министр транспорта решил не ограничиваться лишь 50 километрами, а добавил, что «водитель должен использовать Face ID». Не забыв упомянуть при этом двух самых крупных, пожалуй, агрегаторов таксомоторных перевозок в Казахстане, еще раз отметив, что у них «не будет возможности заниматься перевозками на расстояния свыше 50 километров».

Сказать, что казахстанцы были удивлены, значит ничего не сказать. Например, председатель республиканской Ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов совершенно не представляет, каким образом все это будет реализовано. По его мнению, все это «лишь слова». Так как регулирование рынка никакому влиянию в данном случае не подлежит.

С ним согласен и политолог Газиз Абишев, который в своем телеграм-канале написал, что «ограничение для платформ по протяженности одной поездки до 50 километров – это какой-то маразм».

— Речь идет о тысячах, если не десятках тысяч напряженно работающих водителей межобластных такси, и сотнях тысяч, если не миллионах клиентов ежегодно. Если они естественным образом нашли друг друга на современном рынке, зачем пытаться их разлучить? А Минтранс обеспечил приемлемые для клиентов темпы перевозок и их комфорт, чтобы отнимать то, что сформировалось по принципу «спрос-предложение»? – спрашивает Абишев, попутно задаваясь вопросом, «если Карабаев говорит о высокой аварийности на межобластных перевозках, где можно посмотреть конкретные исследования»?

Чего к слову, предоставлено не было и вряд ли, по крайней мере в ближайшее время, будет. Потому как, по мнению экономиста-эксперта Марата Абдурахманова, «как всегда у госорганов нет ни статистики, ни расчетных данных». Не случайно данная новость его «весьма удивила».

— В нарушение предпринимательского кодекса принимается очередное решение, умаляющее права граждан – не только водителей, но и пассажиров. При этом никакой ответственности уполномоченный орган за это решение не несет. Вот эта проблема в отсутствие конституционного закона о правах граждан и есть та точка, из-за чего такие решения принимаются. Причин такого решения может быть несколько. От прямого лоббирования интересов некоей компании, которая зайдет на рынок международных перевозок, до лоббирования интересов некоего иностранного игрока, который получает на откуп эти деньги. Мы это все можем только предполагать, не зная конкретики и заключенных договоров правительства, которые до сих пор, к сожалению, не открыты. Когда мы об этом будем знать, тогда точно сможем сказать – на кого реально работает правительство. Если оно, действительно, заключило некое соглашение с каким-то инвестором, то получается, правительство работает в интересах неких иностранцев, а не тех тысяч людей, которые сейчас трудятся на межобластных перевозках. И тогда встает вопрос – а где остальные госорганы, которые должны защищать нашу государственность, интересы государства и общества? И это есть самая главная проблема нашей страны – госорганы по факту не выполняют свои государственные функции. А еще это есть основная претензия граждан к чиновникам всех уровней. Что же касается расстояния в 50 километров…

Как всегда, у госорганов нет ни статистики, ни расчетных данных – почему они взяли именно 50 километров? Если они имеют в виду пригородную зону в 50 километров вокруг каждой агломерации, то это означает, что в этом радиусе уровень жизни должен быть такой же, как в самом мегаполисе или городе областного значения. Но, однако, в данном случае получается, что они, не создав уровень жизни такой же, как в городах в пределах 50-километровой зоны, вводят ограничения на перевозки граждан сверх этого расстояния. Что автоматически означает – нас как минимум обманывают в отношении причин такого решения. И здесь защитой государственных интересов, интересов общества и близко не пахнет, — подчеркнул эксперт.

И – да, хотелось бы по данному вопросу также привести и рассуждение депутата Мажилиса парламента РК Никиты Шаталова, которым он поделился в своем телеграм-канале.

— То, что регулировать перевозки необходимо – никто не спорит. Но в то же время принимать решение в пользу только одного игрока – это, как минимум, странно. Складывается впечатление, что Минтранс плохо понимает рынок, который оно обязано развивать. Чтобы потребитель выбирал автобусы, он должен получать качественный сервис – развитую маршрутную сеть и гибкий график, комфортные условия на вокзале и во время самой поездки, возможность отправлять курьерские посылки и т.д. Но автобусные парки уже теряют пассажиров даже на маршрутах «областной центр – города-спутники» из-за несоответствия условиям. Может, надо подумать о том, как создать на рынке действительно серьезную конкуренцию, а не убивать ее вовсе? – спрашивает мажилисмен.