Кайрат Миятов сообщил, что в ходе применения законодательства были выявлены ряд моментов, которые требуют корректировки, передает prosud.kz.
"Процедура внесудебного банкротства применяется только по обязательствам по долгам перед банками второго уровня, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами. При этом процедуру невозможно применить по долгам перед теми организациями, которые на сегодня лишены лицензии. То есть в свое время они выдали кредиты, затем по каким-то объективным причинам финансовый регулятор приостановил действие лицензии. Поэтому соответствующая поправка в пункт 1 стати закона была предложена, для того, чтобы предоставить возможность тем гражданам, которые получали кредиты в период действия лицензии этих финансовых организации, для того, чтобы они могли также могли подавать в банкротство. То есть справочник этих организаций будет расширен", — сказал он.
Сроки просрочки платежей предлагается считать с даты заключения первого договора, так называемого родительского договора.
"Еще одна проблема — это требование о предоставлении документа об урегулировании долга. К сожалению, основной причиной отказа было это. На сегодня единого документа для всех банков о том, как оформлять процедуру урегулирования долга не установлено… Предлагается исключить требование о предоставлении этого документа, требования о прохождения процедуры урегулирования мы будем получать из данных Кредитного бюро, то есть там сведения об этом имеются, записи все туда передаются. Соответственно, если эта запись будет сохранятся, будет присутствовать в этих сведениях, она по умолчанию будет приниматься в качестве доказательства прохождения процедуры урегулирования. Сам документ прилагать самому заявителю не нужно будет", — сказал Миятов.
Оттуда же предлагается брать данные о сумме задолженности.
"Есть проблема неосведомленности должника о сумме фактического долга. Мы предлагаем также внести поправку о том, что должник просто подает заявление, а данные о сумме задолженности будут автоматически поступать из Кредитного бюро. Сразу же он будет видеть, кому и сколько он должен, так как большинство людей не помнят и не ведут учет своих долгов. Это основные моменты, которые на сегодня, на наш взгляд, упростят возможность для должников входить в процедуру банкротства и позволят им освободиться от долгового бремени и исключить притязания со стороны судебных исполнителей и коллекторских агентств", — отметил он.
При этом он не ожидает наплыва желающих подать на банкротство.
"Мы видим, что такой бурной подачи заявления нет, за целый год 86 тыс. заявлений было подано. То есть граждане осознано подходят, понимаю серьезность последствий, одна из которых ограничение на выдачу кредитов есть, все взвешивают и смотрят, стоит ли, скажем, размер долга за которой подавать на банкротства, может, ее просто погасить и тогда у него будет чистая кредитная история. Поэтому ты такого большого всплеска не ожидаем и по сумме долга всего лишь 20 млрд тенге — это не так ощутимо для банкового сектора", — подчеркнул Миятов.