В Казахстане гордятся своей пшеницей и едят "контрабандный" хлеб из России - Караван
  • $ 492.22
  • 529.38
+6 °C
Алматы
2024 Год
8 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Казахстане гордятся своей пшеницей и едят "контрабандный" хлеб из России

В Казахстане гордятся своей пшеницей и едят "контрабандный" хлеб из России

Правительство не будет запрещать ввоз хлеба из России автотранспортом

  • 17 Марта 2023
  • 11808
Фото - Caravan.kz

Вы едите хлеб? Как вы считаете, чей хлеб сейчас у вас на столе? Я почти на 80 процентов уверен, что если ваш хлеб испечен на хлебозаводе, то он сделан не из казахстанской пшеницы. Вероятнее всего, его испекли из муки, которую смололи из российского зерна. И если так, то есть большая вероятность, что это зерно было ввезено к нам в страну контрабандой, сообщает медиа-портал Caravan.kz.

Так что вы едите контрабандный хлеб в стране, которая гордится качеством своей пшеницы и продает за рубеж по 6-8 миллионов тонн в год.

И в правительстве Казахстана знают об этом. На неделе на совещании в правительстве предложили ввести запрет на шесть месяцев на ввоз российского зерна автомобильным транспортом. О железной дороге речи не было, что должно поддержать обеспечение сырьем мукомолов Казахстана. «Серое» зерно завозится именно фурами и узаконивается через крестьянские хозяйства. По оценкам, в 2022 году в страну так завезли почти 3 млн тонн хлеба.

Но потом Межведомственная комиссия правительства оставила вопрос «для дальнейшего обсуждения». Причина больна и банальна: контрабанда позволяет сдерживать цены на продукты питания и инфляцию в общем. Ведь если схема сломается, то сначала подорожает хлеб. После него подорожает вся молочка – молоко, творог, масло, сыры: коровам, чтобы они давали молоко, нужен комбикорм. Затем взлетит мясо птицы – 80 процентов в цене курицы и индейки дают корма. И здесь пшеница. И уже через 2-3 месяца — говядина. Просто потому, что все подорожало. "Слишком дорого": молоко и молочная продукция исчезают с прилавков казахстанских магазинов

Тонна российской пшеницы на границе стоит 60 тысяч тенге, а наша уже за 75 тысяч. Эти 15 тысяч тенге – очень большая разница, которая позволяет выживать казахстанскому рынку муки и сдерживать цены на все. Более того, наши Минсельхоз и Минторговли рекомендуют использовать российское зерно для обеспечения внутреннего рынка. Взамен на экспорт идет наш дорогой хлеб. В принципе схема идеальна: фермеры получают деньги за свой труд, мельницы работают, люди получают дешевый хлеб, соседи тоже не голодают. Но есть одно «но»: значительная доля пшеницы приходит к нам почти контрабандой. Официально это называется «серый» импорт. В основном такими схемами балуются мелкие и средние мельницы. У крупных, как правило, есть доступ к железной дороге. И здесь пограничные переходы работают достаточно хорошо. А вот автомобильные переходы могут пропускать неучтенку.

Эти 15 тысяч – игла наркомана, которого сейчас напоминает казахстанский рынок продовольствия. Мы не сможем жить без этой разницы. Если у нас взыграет гордость, и мы скажем себе, что мы можем обеспечит себя сами – это вызовет ломку всей экономики, потому что она собрана неправильно.

Считалось, что запрет поднимет цены на зерно, и фермеры смогут продать его подороже. Все ради того, чтобы они смогли подготовиться к весеннему севу. Но к чему это могло привести – вы уже знаете. Проще увеличить сумму субсидирования для непосредственного финансирования самих фермеров, чем потом разгребать последствия социальных конфликтов. Вот он, мультипликативный эффект в действии: каждый тенге, данный фермеру, экономит тенге каждому последующему покупателю. Но этот тенге еще больше ухудшает ситуацию, потому что завтра эти же фермеры в хороших костюмах потребуют субсидий больше.

Да и само решение больше похоже на тушение пожара бензином: спешное и неуместное. Где был Минсельхоз раньше? Видимо, потому, что он не знал, какие запасы остаются у селян. А не знал, потому что сам же оптимизировал свою аналитическую службу.

На самом деле проблема не в том, что российская пшеница дешевая, а в том, что казахстанская дорогая. Для наших северных регионов – главной житницы страны – получить 11-12 центнеров хлеба с га – норма. 16-18 — мечта. 25 центнеров – чудо. В это же время российские аграрии спокойно снимают и по 20, и по 30 центнеров с гектара и совсем не считают себя богами. Да еще где? Не на Алтае или Челябинской области, которые близки Северному Казахстану, а в Красноярском крае. Это обычный результат, полученный благодаря агрокультуре, качественным семенам, удобрениям и сохранению влаги в почте. Потратив чуть больше средств и усилий, российские компании получают в два раза больше урожай, что делает соседский продукт дешевле нашего."Прощай, баранина?" : казахи переходят на мясо птицы

В прошлом году Минсельхоз выделил на поддержку растениеводства 80 млрд тенге. Это еще больше угробило отрасль, так как деньги используются не там, где надо. Что может быть проще взять за пример удачный опыт соседей и перенести его к нам?

Россия смогла добиться продовольственной безопасности в 2020 году. Потому что перед ней встал вопрос выживания: холодильник всегда выигрывает у телевизора. Поэтому Москва сделала все, чтобы холодильник россиянина не опустел. Перед Казахстаном такой угрозы нет, можно расслабиться. Поэтому субсидии тратятся на закупку непонятного качества семян, ГСМ и теплиц. Это все надо, но лучше бы вместо этого Минсельзоз развивал нашу агронауку и строил оросительные системы.