Выступая на прошлой неделе в Парламенте, Президент Касым-Жомарт Токаев затронул несколько проблем в сфере образования:
«Необходимы решительные шаги для повышения качества образования, особенно среднего. В образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Следует и далее повышать его статус, авторитет в обществе. Между тем в ходе Национального квалификационного тестирования большинство учителей, директоров и выпускников педагогических вузов не смогли набрать проходной балл.
Опытные учителя жалуются мне, что требования слишком сложные. Может быть, следует их упростить и усовершенствовать. В этой сфере нет раз и навсегда застывших правил. Но в любом случае требования к учителям должны быть высокие».
Надо признать, в Казахстане статус учителей постепенно повышается. Правительство предприняло ряд шагов для повышения авторитета учителей, таких как повышение заработной платы и предоставление дополнительных возможностей для профессионального развития. Тем не менее в этом вопросе да и в сфере среднего образования в целом все еще есть проблемы, которые необходимо решить, о чем в частности и высказался Президент.
В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы порассуждаем о важности труда педагога в стране. Ощущают ли казахстанские учителя повышения авторитета своей профессии в полной мере? Что они думают о требованиях по отношению к себе, и считают ли они их слишком завышенными? И какие спорные моменты в отечественной сфере образования они могут назвать наиболее чувствительными?
Марат Идрисов, учитель истории: «Абсолютно согласен с теми моментами, на которые обратил внимание Касым-Жомарт Токаев. Проблему жестких требований к учителям при сдаче тестов не нужно недооценивать. Безусловно, для учителей крайне важно хорошо разбираться в своем предмете, но тот процесс тестирования, что мы имеем сейчас, может быть довольно обременительным. Того же мнения придерживаются и мои коллеги, причем более опытные. Я считаю, что необходимо упростить эти требования, чтобы мы, учителя, могли сосредоточиться на своем обучении и профессиональном развитии, а не тратить слишком много времени на подготовку к тестам.
Касательно статуса учителя в Казахстане. За последние годы произошел действительно положительный сдвиг. Учителя теперь получают больше признания за их ценный вклад в общество, позитивные изменения ощущаются и по части заработной платы. Тем не менее все еще есть возможности для улучшения с точки зрения вознаграждения и гарантий занятости. Учителя играют решающую роль в формировании будущего нашего общества, и наш труд должен оцениваться по достоинству.
В нашей системе образования есть много положительных аспектов, но есть также области, которые нуждаются в улучшении, чтобы обеспечить наилучшее образование для наших студентов.
На мой взгляд, одной из сильных сторон казахстанского среднего образования является ориентация на предметы естественных наук, технологий, инженерии и математики. Страна добилась значительного прогресса в расширении доступа к образованию. Правительство вложило средства в инфраструктуру и ресурсы, сделав образование более доступным для всех. Еще одной сильной стороной казахстанского среднего образования является упор на развитие навыков критического мышления – это готовит студентов к высшему образованию и будущей карьере.
Однако есть и направления, в которых наше среднее образование нуждается в скорейшем реформировании, улучшении. Одним из основных недостатков является гигантская пропасть между городскими и сельскими школами, со всеми вытекающими сложностями. И их немало. Еще одним недостатком является упор на механическое заучивание и стандартизированное тестирование. Но все это предмет более масштабных обсуждений, и изложить всю суть в нескольких словах не получится». Разрыв между городскими и сельскими школами в Казахстане: почему проблема до сих пор не решена
Малика Есилхан, учитель математики одной из школ в Восточном Казахстане: «Согласна, Касым-Жомарт Кемелевич затронул очень важные вопросы. Первое – конечно же, следует продолжать повышать статус и авторитет педагога. Потому что многие недостаточно это понимают. В особенности родители, которые считают, что воспитание ребенка – это в большей степени обязанность и долг учителя, а не их. И если ребенок что-то натворил вне школы – они думают, что виноваты учителя, но никак не родители.
Национальное квалификационное тестирование, думаю, намеренно сделали таким сложным и с такими заданиями, которые редко встречаются в практике. Как математик скажу, что нам можно было бы давать задания повышенной сложности, задания с олимпиад, но не такие, которые мы в глаза не видели. Складывается ощущение, что это делается для того, чтобы прошли только избранные, так как если пройдешь тест, то повысится квалификация и, соответственно, зарплата. Психологический момент в тестировании ведь тоже играет огромную роль. Ты вроде и готов, но даже те, кто имеет большой стаж, все равно нервничают. А мы – молодые специалисты – тем более. Почему выпускники русских школ так и не заговорили на казахском – эксперты
Оценивать преподавателя можно ведь не только тестами. Можно делать это по его же портфолио, где показываются достижения учеников, их участие в олимпиадах, в научных работах. Брать характеристику от директоров – достоин ли учитель повышения квалификации и т.д. Иными словами, требования к учителям и вправду очень высокие. Мы постоянно должны что-то доказывать на бумаге, на отчетах. Но я думаю, это можно проводить каким-то другим образом.
Чувствуется ли повышение статуса педагога? Да. Это очень радостно, что повышается зарплата – значит, твой труд оценивается. Но мы в глазах родителей стали чувствовать какое-то пренебрежительное отношение, что ли – мол, учителя зажрались, получают хорошие деньги и с жиру бесятся. Да, зарплата выросла, но и цены на все тоже постоянно растут.
На мой взгляд, болевых точек в среднем образовании все еще много. Скажу о той, что наболела у меня, как у педагога: прямое отношение родителей к своим же детям. Они должны понять, что в школе не занимаются воспитанием детей. Воспитанием детей должны заниматься дома. Также надо, чтобы родители активнее сотрудничали с учителями, шли на контакт, налаживали диалог.
Конечно, хочется воспитать такое поколение – мудрое, с большими знаниями. Умное и доброе. Много стало агрессии – как со стороны детей, так и со стороны родителей»
Также мы поговорили с Натальей Новосельцевой – кандидатом педагогических наук, педагогом-мастером и директором издательского дома «Көкжиек-Горизонт». Отечественный эксперт в сфере образования в свою очередь провела собственный опрос среди более чем 4 тысяч казахстанских педагогов, которые ответили на ряд важных вопросов.
— Наталья Владимировна, что вы думаете о тех проблемах и вопросах, которые обозначил Президент?
— Это очень важные вопросы. Наш Президент, безусловно, дипломатически сдержанно высказался об этих проблемах. Но на самом деле в нашей стране произошло колоссальное усложнение правил аттестации педагогов, что и вынудило учителей обратиться к Президенту. Почему учителя обратились к Президенту? Давайте разберемся… Есть «Правила и условия аттестации педагогов». И если вы зашли по ссылке, нажмите, пожалуйста, на «Историю изменений». Так вот, за шесть лет существования этого приказа в него вносили изменения 11 раз! В 2020 году – два раза вносились изменения, в 2021 году – опять изменения, в 2022 году – ещё изменения. И каждый раз аттестация всё больше и больше усложнялась, всё больше появлялось новых требований и условий. Учителя говорят: «Легче диссертацию защитить, чем пройти аттестацию!»
Интересно, что, кроме педагогов, проходят аттестацию и представители других профессий. Но именно к педагогам почему-то такое пристальное внимание и изощренные условия аттестации.
Как видно из таблицы, гораздо легче расщеплять атомы, чем доказать, что ты хороший учитель!
— Что вы можете сказать о статусе учителя в Казахстане на сегодняшний день? Можем ли мы утверждать, что авторитет педагога в нашей стране повышается и что картина выглядит намного позитивнее, чем в прошлые годы?
— Закон о статусе педагога был принят в 2019 году. Но и в него уже 6 раз вносились изменения. Чтобы читатели Caravan.kz видели не только мое мнение, но и мнение учительской общественности, разрешите привести результаты анкетирования, которое было проведено 1-2 апреля.
Первый вопрос так и звучит: «Авторитет педагога повысился после введения Закона "О статусе педагога"?»
Как видите, более 50 % педагогов так не считают. И только 21,9 % учителей почувствовали, что их авторитет действительно повысился. Действительно, Закон в основном напоминает свод уже опубликованных в разных нормативных документах положений, которые и сейчас продолжают дублироваться в разного рода приказах и правилах.
— Как бы вы охарактеризовали перспективу, актуальность и важность труда преподавателя в современном Казахстане?
— Труд учителя всегда, во все времена был важным. Сейчас многие родители, отдавая ребенка в первый класс, выбирают даже не школу, а учителя. Учитель – вторая мама. Конечно, хочется верить в перспективы позитивных изменений в труде учителя. Например, во многих зарубежных школах учителю помогает лаборант, если в классе есть инклюзивные дети – у каждого свой помощник. Лаборант готовит к каждому уроку доску, раздаточный материал, технику. Помощники постоянно находятся около детей, которые требуют постоянного внимания. Пока в наших школах все перечисленное делает один учитель. «Взрослые защищены от такого произвола»: что не так с продлением учебного года в Казахстане
На плечах учителя сейчас огромный груз ответственности. Главное и самое актуальное качество в труде учителя – справедливость. Учителю постоянно надо оценивать ученика, и без справедливости тут никак не обойтись. А теперь задумайтесь, каково учителю, который всегда к своим ученикам относился справедливо, ощущать на себе несправедливость правил аттестации?
— Проблема завышенных требований к учителям – насколько она имеет место быть? И если да – каковы пути решения?
— Проблема завышенных требований к учителям действительно существует. Сейчас каждый учитель во время аттестации дважды доказывает, «что он не верблюд»… Первый раз — во время сдачи теста, второй раз — при сдаче портфолио. Двойной стресс! Цитата из правил: «ОЗП – оценка знаний педагогов – процедура, проводимая в целях определения уровня профессиональной компетентности педагога, по тестам…». Получается, что урок перестал быть показателем компетентности педагогов. Сейчас компетентность определяется только тестом и портфолио…
При этом тестирование проходят практически все учителя, независимо от стажа и возраста. Да, в Правилах сказано, что педагоги, имеющие 30 и более лет педагогического стажа по профилю, при подтверждении ранее присвоенной квалификационной категории по новой системе освобождаются от сдачи ОЗП. Но если учитель решает получить более высокую категорию, то он проходит аттестацию на общих основаниях. В вышеупомянутом анкетировании мы спросили учителей о тестировании. Более 55 % педагогов за то, чтобы учителя со стажем 20 лет и более вообще не сдавали тест. Вот весь спектр ответов:
— Можно, конечно, закидать всех педагогов камнями. Наверное, я так бы и сделала, но мне тоже довелось сдавать НКТ. По его результатам я получила категорию педагог-мастер. И должна вам доложить, что даже мне было очень нелегко сдать этот тест. Вопросы по предмету были устаревшими: учебники, по которым они были составлены, в учебном процессе не использовались уже 2 года. А вопросы по методике преподавания были в большинстве своем сформулированы безграмотно и некорректно.
А вот что думают учителя – участники анкетирования о причинах низких баллов на тестировании.
Вопрос анкеты: 3. Ваше мнение, почему в ходе Национального квалификационного тестирования большинство учителей, директоров и выпускников педагогических вузов не смогли набрать проходной балл? (Отметьте несколько из списка)
Как видно из ответов, большинство педагогов отмечают некорректность формулировок вопросов по методике преподавания, на втором месте – психологический дискомфорт. Все помнят о случае со смертельным исходом во время прохождения НКТ в одном из центров тестирования. Это страшная трагедия… Остановимся на психологическом дискомфорте подробнее. Чтобы понять, насколько это важно, приведу примеры двух историй реальных учителей.
История первая. Во время январских событий в Алматы учитель со своей взрослой дочерью оказалась в аэропорту во время его захвата (дочь должна была лететь в другой город). Ни такси, ни автобусы не ходили. В аэропорт привез их сосед на своей машине. Машину и все вещи сожгли, они с дочерью провели всю ночь буквально «под елкой» около взлетной полосы. Как результат, у обеих стресс, переохлаждение и букет заболеваний, плюс сосед требует деньги за потерянную машину. В январе этот педагог, естественно, не смогла сдать тест. Следующий тест в июне, но ее кладут в больницу, отказали ноги, естественно, она пропускает и это тестирование. Результат: у педагога с высшей категорией (последние 15 лет!) сейчас самая низкая категория и, соответственно, зарплата. И никто ничего не может сделать для этого учителя… Потому что у нас вот такие правила и условия аттестации, мы видим и соблюдаем только эти правила. А человека, Учителя с большой буквы эти правила растоптали…
Вывод из истории № 1: есть ситуации, когда педагоги вынуждены не сдавать тест, пропускать аттестацию. Однако в правилах о таких ситуациях – ни слова.
История вторая. Учитель работает всю жизнь добросовестно и активно, отдавая всё своё время работе, а не отдыху, заработав кучу болезней, в том числе и онкологических. После лекарственной терапии, как правило, у онкобольного появляются новые болезни из-за побочных действий, и они становятся хроническими. За 5 лет учитель собрала прекрасное портфолио, но у неё нет ни моральных, ни физических сил сдавать ОЗП: зрение низкое, постоянно тошнит. И самое страшное – психологический гнёт: учитель понимает, что не сдаст этот тест, а это позор, подрыв авторитета учителя. У нее 29 лет 5 месяцев педагогического стажа. По правилам, она обязана сдавать тестирование, не сдаст – результат как в истории №1.
Вывод из истории №2: есть ситуации, когда педагоги физиологически не могут сдавать тестирование. Правила аттестации педагогов, видимо, писали абсолютно здоровые люди. Иначе как объяснить, что для учеников система образования у нас инклюзивная, а вот для учителя эксклюзивная?
— На ваш взгляд, какие болевые точки в казахстанском образовании сейчас являются самыми явными и критичными?
— Правила аттестации, несомненно, надо пересмотреть и упростить. Дать возможность учителям повышать свою квалификацию не только в традиционных «Өрлеу», но и в альтернативных центрах повышения квалификации.
Сейчас по правилам аттестуются учителя один раз в 5 лет, руководители организаций образования проходят аттестацию один раз в три года. Опять неравенство какое-то плюс ротация директоров. Вот чего я совсем не могу объяснить себе и понять: как можно менять руководителя организации образования с определённой цикличностью? Школа – это большая семья. Если в семье лад, зачем разлад? Совсем другой аспект, когда педагогический коллектив недоволен деятельностью директора. Но тогда надо этого директора просто увольнять, а не искать ему очередную школу-жертву…
Болевых точек много, но это уже другая тема, и, наверное, для их обсуждения потребуется не одна статья…
— А что, напротив, можно назвать наиболее сильной стороной этой нашей сферы?
— Наиболее сильной стороной педагогического сообщества мне все же хотелось бы назвать культуру самоизменения педагога. Есть все-таки в наших педагогах это стремление к совершенствованию своего педагогического мастерства, стремление учиться на протяжении всей жизни. А ведь это одна из ключевых компетенций современного человека. И очень хочется надеяться, что уровень профессиональной компетентности педагога мы начнём измерять не тестами, а более цивилизованными способами, — резюмировала Наталья Новосельцева.