“Я очень надеюсь, что дистанционного обучения не будет. И я категорически против онлайн-обучения из-за коверных ограничений. Считаю, что оно не эквивалентно традиционному обучению… Дети должны друг с другом общаться, ведь они учатся не только, когда учитель приходит в класс и объясняет новую тему”.
“Конечно, мы можем по-разному относиться к онлайн-обучению, но мы должны понимать, что это уже реальность… Сейчас в Интернете границ нет. Если у нас не будет такой возможности обучаться в онлайн-колледжах только по определенным направлениям подготовки, дети смогут получать это образование в онлайн-колледжах сопредельных и других стран. Поэтому нам важно создавать альтернативу, не прятать голову в песок”.
Обе цитаты принадлежат одному и тому же человеку – министру просвещения Казахстана Асхату АЙМАГАМБЕТОВУ и произнесены им с разницей в месяц. В первом случае он ратует за обучение в обычных школах, называя дистанционное обучение “неэквивалентным” обычному. Во втором, наоборот, называет дистанционку реальностью и призывает таких, как он месячной давности, “не прятать голову в песок”. Что повлияло на то, что министр так резко переобулся – остается только гадать.
Отстаивая свое неожиданно возникшее расположение к онлайн-обучению, Асхат Канатович на республиканском августовском совещании учителей привел в пример российскую онлайн-школу “Фоксфорд”, где учителя за всё время обучения ни одного из учеников в глаза не видят, а после 11-го класса выдают им аттестаты государственного образца. А в программе – все предметы школьного курса. Вот бы и нам, наверное, такую школу заиметь.
Я знаю о “Фоксфорде” не понаслышке – последние 2 года там училась моя дочь. По сравнению с обычной казахстанской школой, конечно, лафа. Не нужно вставать спозаранку, каждый день домашнее задание никто не проверяет. Не успел прослушать какой-либо урок, можешь посмотреть его в записи. Да и учителя по предмету можешь выбрать, если считаешь, что он недостаточно доходчиво объясняет предмет. И выбрать есть из кого – например, историю в 5-м классе вела доктор исторических наук. Я сам, историк по образованию, слушал ее уроки с интересом – многое уже подзабыл.
Но, считаю, в онлайн-школе есть один большой минус – проверка знаний. Делается она в форме вопросов с несколькими вариантами ответов или контрольных. Тут уж нерадивому ученику Google в помощь. При должной сноровке, не уча предмет, можно стать круглым отличником. Ребенку, который учится для себя, а не для оценок, придется не в пример труднее.
У дочки куча разных знакомых ровесников из онлайн-школы, живущих в Казахстане, России, Турции… Они переписываются по WhatsApp, играют вместе в онлайн-игры. Но сказать, что это ее школьные друзья, она вряд ли сможет.
На мой взгляд, традиционное обучение отличается от онлайн еще больше, чем очное в вузе – от заочного. Кстати, от заочного в Казахстане отказались еще несколько лет назад. Живой учитель, коллектив сверстников, совместные не только уроки, но и субботники, развлечения, празднования дней рождения одноклассников… Да мало ли что еще, чего в онлайн-школе не может быть по определению.
Школа должна оставаться школой, давая основной пакет знаний. А те предметы, что ребенку интересны или, наоборот, вызывают затруднения, можно дополнительно получать в онлайн-школе.
1 сентября моя дочь пойдет в обычную школу…
АКТОБЕ