В Казахстане предложили ввести уголовную ответственность за контрафакт и запустить информационную кампанию - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Казахстане предложили ввести уголовную ответственность за контрафакт и запустить информационную кампанию

В Казахстане предложили ввести уголовную ответственность за контрафакт и запустить информационную кампанию

Эксперты призвали усилить борьбу с контрафактом: требуют ввести уголовную ответственность и развернуть масштабную информационно-просветительскую кампанию.

  • 27 Августа
  • 583
Фото - Caravan.kz

Ассоциация «Денсаулык» и Национальная лига потребителей Казахстана выступили с инициативой введения уголовной ответственности за производство и распространение контрафактной продукции, а также с предложением разработать государственную информационную программу по борьбе с подделками. Представители организаций также предложили предоставить частным лабораториям возможность проводить тестирование товаров на безопасность и качество по заявкам потребителей. Эти инициативы были озвучены на недавней пресс-конференции.

В рамках кабинетного исследования по анализу ситуации с контрафактной продукцией на казахстанском рынке, проведенного экспертами из вышеупомянутых организаций, особое внимание было уделено четырем категориям товаров народного потребления: продуктам питания, медикаментам и медицинским изделиям, табачным изделиям, а также алкогольным и безалкогольным напиткам.

Светлана Романовская, возглавляющая Национальную лигу потребителей Казахстана, привела данные Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», согласно которым объем контрафактной продукции ежегодно увеличивается на 7-10%. Более того, свыше 70% детских игрушек, представленных на рынке, имеют неизвестное происхождение. Она также отметила, что в 2022 году количество жалоб потребителей увеличилось в 2,3 раза, особенно в таких сферах, как транспорт, связь, общественное питание и медицина.

Министерство юстиции Казахстана в своем отчете от 30 декабря 2022 года привело данные, согласно которым с 2013 по 2022 год было проведено более 1,3 тыс. проверок, в ходе которых выявлено 1,1 тыс. случаев контрафакта. Общая сумма штрафов составила 81,5 млн тенге.

Романовская считает, что основным фактором роста контрафактной продукции стал мораторий на проверки бизнеса, введенный с 1 января 2020 года. Она подчеркивает, что отсутствие контроля привело к тому, что многие предприниматели «даже не знают, какие нормы и стандарты должны соблюдать». Также у народа нет доверия, что даже после отмены моратория (с 1 января 2024 года) ситуация значительно изменится.

Также она отметила, что отсутствие четких стандартов и регулирования, например, в отношении вейпов, одноразовых сигарет и энергетических напитков, способствовало распространению контрафакта. В итоге вейпы попали под запрет, но никуда не изчезли, а энергетическим напиткам предстоит пройти свой путь ограничений и запретов, которые никчему эффективному не приведут кроме как к потерям бюджета и проблемам со здоровьем для населения

Романовская подчеркнула, что недостаток, и местами даже отсутствие, единых требований к безопасности товаров создает дополнительную проблему. В частности, многие лаборатории не имеют в руках четких стандартов, чтобы ссылаться при проведении испытаний, что ставит барьеры для оценки качества продукции. Ситуация также усугубляется тем, что сегодня сомневающийся потребитель не может, самостоятельно заплатив за тест заказать в лабораториях проверку на безопасность продукции. В СЭС действует четко прописанный регламент, обойти который невозможно, если не экстренный случай с отравлением и госпитализацией потребителя.

В связи с этим эксперты предложили ряд мер, направленных на борьбу с контрафактом и товарами низкого качества. Среди них:

— Разработка и внедрение в обращение новых законодательных актов, включая изменения в действующее законодательство, перевод добровольный действующих стандартов в категорию обезательных;

— Предоставление частным лабораториям права проводить тестирование товаров по заявкам потребителей на бесплатной основе, финансируемой государством;

— Введение уголовной ответственности за производство и распространение контрафактной продукции;

— Оптимизация работы государственных органов по выявлению и пресечению незаконного оборота контрафакта;

— Разработка цифровых решений и приложений для подачи жалоб на некачественную продукцию;

— Введение цветовой маркировки товаров для информирования потребителей о содержании вредных веществ;

— Проведение информационных кампаний, направленных на повышение осведомленности населения о рисках потребления контрафактной продукции.

По мнению специалистов, реализация этих мер позволит снизить объемы контрафакта, повысить качество продукции и увеличить налоговые поступления в бюджет, а также способствует сохранению здоровья казахстанцев.

Министерство цифрового развития Казахстана также предложило новые меры, включая блокировку нелегально ввезенных телефонов и обязательную маркировку товаров. Власти уверены, что это позволит сократить теневой оборот на значительные суммы и повысить доходы бюджета.