В этом разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Раз «Эйр Астана» является крупнейшей авиакомпанией, то и скандалы с ней самые громкие.
Первый громкий скандал случился почти сразу после основания, но огласку обрёл только 3 года спустя. Бывшая сотрудница «Эйр Астаны» Тоты Амирова проработала в авиации 18 лет. Она никогда не получала замечаний по лётной работе в авиакомпании, но в 2005-ом году её уволили за жалобу президенту Казахстана на то, что происходило в компании. В одном из материалов, посвященных этой теме, приводятся слова Амировой: "Я видела, что беременных бортпроводниц увольняют. Я знаю, что увольняют людей с опытом, которые сделали эту компанию. В начале было всего несколько англичан. Они не знали компанию. А через пару лет, когда компания становится на ноги, оказывается, что казахстанские пилоты не нужны".
Официальная причина увольнения единственной (на тот момент) в Казахстане женщины-пилота — разглашение коммерческой тайны.
Дальше больше. 19 ноября 2019-го года «Эйр Астана» не просто удивила, а, можно сказать, шокировала общественность.
В тот день руководство авиакомпании прямо с полей проходящего в Объединённых Арабских Эмиратах авиасалона Dubai Airshow 2019 объявило: «Эйр Астана» намерена разместить заказ на 30 самолётов Boeing 737 MAX 8. Новость была растиражирована огромным количеством казахстанских и мировых СМИ. В Forbes отмечали, что на перевозчика тут же обрушился град критики, ведь "авиакомпания сделала выбор в пользу новинки, которая успела унести жизни 345 человек, и которая запрещена к эксплуатации во всём мире с весны 2019, в том числе и в Казахстане". Причиной катастроф эксперты назвали проблему с системой коррекции маневрирования (MCAS) в Boeing 737 MAX.
Неизвестно, были ли закуплены неисправные самолёты, но жалобы на деятельность «Эйр Астаны», в частности, поступают регулярно. КазТАГ, например, писал, что "казахстанцы недовольны снятием пассажиров с рейсов и продажей билетов на самолёты в количестве, превышающем число мест в воздушных судах".
А 18 июня СМИ сообщали, что больше 200 туристов рейса «Эйр Астаны» в Анталью застряли в аэропорту Алматы. В самой авиакомпании задержку рейса в Турцию объяснили повреждениями, обнаруженными на фюзеляже самолёта. 19 июня в КазТАГ написали, что задержан рейс авиакомпании «Эйр Астана» из Антальи в Алматы, потому что в самолёт не поместились 27 пассажиров, и им пришлось добираться домой через Азербайджан.
20 июня тот же источник сообщил, что наблюдающиеся в последнее время задержки рейсов и снятия пассажиров могут быть из-за нехватки самолётов в Казахстане, а также о том, что неисправность, выявленная на самолете Boeing авиакомпании «Эйр Астана», вызвала цепную реакцию в авиаперевозках.
Не прошло и недели, как ситуация повторилась. 26 июня выяснилось, что сразу три рейса задерживаются у авиакомпании «Эйр Астана».
Суды с пассажирами, рост цен и гигантские премии владельцу: как Air Astana игнорирует свои обещания
8 июля стало известно, что багаж пассажиров «Эйр Астаны» застрял в аэропорту Франкфурта.
На следующий день сообщили об отказе левого двигателя у самолёта, летевшего из Шымкента в Астану. До этого была информация о том, что самолёт вернулся в Шымкент из-за аварийной ситуации. В тот же день произошёл второй инцидент с рейсом «Эйр Астаны» – уже в Уральске, где вылет был задержан в связи с заменой воздушного судна по технической причине.
16 июля стало известно о том, что самолёт из Алматы в Мале авиакомпании «Эйр Астана» вернулся в аэропорт вылета.
100 грамм для храбрости
К счастью не все пассажиры знают, в каком состоянии находятся пилоты за штурвалом. Так в informburo.kz писали, что 20 июля 2017-го года борту одного из самолётов компании "Эйр Астана", вылетающего из Нидерландов, второй пилот Султан Нурмаганбетов был снят с рейса в наручниках и доставлен в участок.
Анализы выявили 0,7 промилле при допустимой норме 0,09 промилле.
Алкоголь — ещё полбеды. В 2016 году в Time.kz написали о том, что пилоты авиакомпании "Эйр Астана" не прочь побаловаться и наркотиками. Романа Быкова задержали в алматинском аэропорту сразу после возвращения из Москвы. При себе у лётчика были найдены наркотики, следы запрещённых препаратов обнаружены в его организме.
При том в июне этого года президент авиакомпании "Эйр Астана" Питер Фостер подарил своей супруге на юбилей кольцо с бриллиантом дорогого бренда Graff, передаёт Ulysmedia.kz. Счастливая женщина поспешила выложить фото дорогого подарка в «Инстаграм». А зря! Пользователи выяснили, что кольцо стоит 235 млн тенге, а официальный годовой доход Фостера составляет около 280 млн тенге.
В августе 2018-го с рынка авиауслуг Казахстана ушли сразу несколько крупных зарубежных авиакомпаний: Austrian airlines, KLM, Asiana Airlines, China Southern, Fin Air, British Airways, Air Baltic, Czech Airlines и лоукостер «Победа». Причина, которую назвали авиакомпании и представительство Международной ассоциации воздушного транспорта, — повышение тарифов на услуги местных аэропортов. Тем не менее, выяснилось, что у столичного аэропорта для «Эйр Астаны» тарифы были довольно щадящими. Специализирующийся на авиации блогер Денис Кривошеев, слова которого привели Total.kz, считает: дело в том, что бывший директор столичного аэропорта Паоло Ричиотте прежде работал замом у президента «Эйр Астаны» Питера Фостера. По мнению блогера, именно благодаря этому обстоятельству компания имела выгодные условия в столице – именно здесь располагался её базовый аэродром.
Билеты на рейсы «Эйр Астаны» нельзя назвать дешёвыми. Вот только далеко не все доходы остаются в Казахстане. Компания принадлежит АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (51%) и британской компании BAE Systems PLC (49%).
Если недостатки «Эйр Астаны» заметны даже обывателям, то профессионалы от них вообще в шоке. В 2019-ом году ветеран казахстанской авиации Дмитрий Душимов заявил, что в ведущей авиакомпании страны и в отрасли в целом сложилась губительная для местных специалистов кадровая политика. В интервью эксперт выразил мнение, что казахстанская авиация превратилась в пристанище для невостребованных на Западе специалистов.
— Хватит уже собирать по всему миру безработных, невостребованных на своей родине, — считает Дмитрий Душимов. — Вот брали руководителем столичного аэропорта итальянца. Видите ли, он в нигерийской компании работал. Если он такой хороший, итальянцы не дураки же, почему они у себя его не используют? Почему он там не востребован?! Дальше – Питер Фостер. Если он такой великий, ну неужели англичане такие дураки?! Вот этим вопросом почему-то никто не задаётся. Вот поставь любого казахстанца, и нормально все пойдёт.
Мне сказали "не пущать"
Компания «Эйр Астана» у нас стала государством в государстве. Простой охранник там пытается решать, кто из проверяющих органов может заходить в офис, а кто – нет. В Informburo.kz писали, что 7 октября 2016-го года охрана компании «Эйр Астана» не пустила в своё здание сотрудников антимонопольного ведомства, вышедших на расследование. За это на них завели дело.
11 июля 2016 года алматинец Арман Кожасбаев оплатил билеты Алматы — Тбилиси для жены и дочери через интернет. Но в день вылета в аэропорту сотрудница "Эйр Астаны" отказалась регистрировать пассажирок на рейс по причине… непредъявления оригинала кредитной карты. Нигде в правилах авиакомпании этот пункт не был прописан. Сотрудница просто решила проявить бдительность и злоупотребила властью. Тем не менее, руководство компании встало на защиту чересчур ретивой сотрудницы и отстаивало её интересы в суде.
Кстати, в этом году «Эйр Астана» завершила процесс вывода своих самолётов из реестра Арубы, сообщает
"Forbes.kz". На это авиакомпании понадобилось чуть больше года. С начала деятельности перевозчика его воздушные суда были зарегистрированы на этом небольшом офшорном острове (регистрация P4), однако в 2021 году компания начала процесс перевода их в реестр Ирландии. Сегодня все 39 самолётов группы Air Astana зарегистрированы в этой стране.
В своё время регистрация на Арубе «спасла» авиакомпанию от попадания в чёрный список Евросоюза. Страны ЕС тогда считали, что авиационные власти поддерживают уровень безопасности казахстанской авиации не на должном уровне. Авиационному надзору Арубы европейцы доверяли больше. Получается, элитной это авиакомпанию в других странах не считают.
Юристы «Эйр Астаны» не зря едят свой хлеб с икрой. Большинство исков либо разваливается в суде, либо жалобщики сами получают встречные иски от авиакомпании. Добиться хоть какой-то справедливости можно лишь на уровне министерства.
В июле этого года «Эйр Астану» оштрафовали на 9 млн тенге за нарушение прав пассажиров. Об этом заявили в комитете гражданской авиации. В ведомстве продолжается расследование по данным фактам. В текущем году национального перевозчика уже трижды привлекали к административной ответственности. Каждый штраф составляет 1.000 МРП, это свыше 3 миллионов тенге.
Вас тут не летало
Но не стоит считать, будто только «Эйр Астана» способна испортить путешествие. Опоздание рейсов в казахстанских аэропортах настолько частое явление, что пассажиры больше удивляются, когда самолет прилетает вовремя.
Юмористка Зарина Байболова в шоу на YouTube-канале Stand Up Astana, прошлась по компании SCAT.
«С нашими авиакомпаниями можно не просто посидеть на дорожку, можно поспать на дорожку, три фильма посмотреть, поменять билеты на поезд. Особенно SCAT. Мои любимочки. Мне кажется, люди удивятся, если SCAT вовремя вылетит. Все будут хлопать не на приземление, а на взлете. SCAT уже своим названием предупреждает: может, и не полетим. Скат – это рыба, которая еще и не быстро плавает. Чисто на расслабоне плавает, куда течение понесет. Сейчас течение не в сторону Шымкента, поэтому рейс переносится на 8 часов. Они идеально подобрали свое тотемное животное», — пошутила Зарина Байболова.
Один из совладельцев авиакомпании Владимир Денисов тоже наверное шутил, когда объяснил, почему рейсы постоянно задерживаются. Серьезно воспринимать этот комментарий нельзя. Оказывается, в этом виноваты сами пассажиры.
— Очень часто бывают пассажиры, которые прошли все полностью и по телефону общаются, — поделился Денисов трудностями своего бизнеса, — А в аэропортах нет громкоговорящей связи. Вынуждены его ждать, потому что он уже зарегистрировался, багаж сдал. Или пассажир приходит и говорит: «Я передумал лететь». И 1,5 часа мы ищем его багаж, снимаем пассажиров с борта.
Судя по этому комментарию, ни в одной авиакомпании мира пассажиры не разговаривают по телефону, а SCAT выбирают самые капризные путешественники, которые за 10 минут до отправление ещё не решили, хотят они лететь или нет.
Опоздания ещё меньшее из зол. В самолет могут не пустить пассажира. Потому что он им чем то не понравился.
Так в июне этого года сотрудники SCAT не пустили на борт семью с ребенком, страдающим аутизмом. В авиакомпании решили, что он будет мешать пассажирам. Никаких законных оснований для этого не было. В результате долгожданный отпуск в Анталье пришлось отменить. Позже, когда комитет гражданской авиации начал собственное расследование, представители SCAT извинились перед семьей и даже любезно предложили вылететь любым удобным рейсом.
Полеты в никуда
Впрочем, ещё лет 8 назад, те, кто сел в самолёт, могли завидовать тем, кто остался на земле.
В январе 2015-го портал AirlineRatings.com назвал SCAT одной из самых небезопасных авиакомпаний мира. Опаснее летать было только на самолетах афганского перевозчика.
Злоключения SCAT начались за два года до публикации рейтинга. 29 января 2013-го года, разбился самолет, выполнявший рейс Кокшетау — Алматы. Погибло 5 членов экипажа и 16 пассажиров. Позже выяснилось, что командир судна незадолго до последнего полета перенес операцию на ногах и страдал сердечно сосудистыми заболеваниями. Полноценно управлять самолетом он попросту не мог.
Ровно через месяц, 7-го марта, самолет SCAT, вылетевший из Актау загорелся в воздухе и судну пришлось совершить экстренную посадку в Тбилиси. Впрочем, представители авиакомпании утверждали, что ничего страшного не произошло, а судно посадили, чтобы… проветрить салон от неприятного запаха.
14-го мая этого же года на рейсе «Актау- Баку» экипаж вернул судно в аэропорт, потому что только после взлета они обнаружили, что система вентиляции не работает. Опять же, по словам авиакомпании ничего опасного для пассажиров не было. Проблему обнаружили на высоте всего 900 метров, а там воздух вполне пригоден для дыхания и безо всяких кондиционеров.
В целом SCAT вообще привыкли убеждать других, что все в порядке. Например, в декабре 2013-го Time.kz написали, что на борту авиакомпании обнаружился перевес в 1800 килограммов, что является грубейшем нарушением правил безопасности, но представители авиакомпании заявили, что на борту наоборот, было на целую тонну груза меньше, чем разрешается по нормативам. Рейс выполнялся из Таиланда, то есть путь был неблизким, и почти две лишние тонны груза могли бы дорого стоить пассажирам. Но в КГА нарушения не обнаружили, тоже заявив, что перевеса не было.
Но когда в июне 2015-го в аэропорту Актау самолет, собиравшийся в Минводы, взорвался прямо у телетрапа, назвать это штатной ситуацией уже не получилось. К счастью, кислородный баллон разорвало ещё до того, как на борт пустили пассажиров. Обошлось без жертв, только инженер, обслуживающий борт, получил ожог руки.
Печально известная авиакомпания Bek Air просуществовала только 7 лет, из них 4 года она постоянно судилась с Комитетом гражданской авиации.
Комитет находил в деятельности Bek Air использование поддельных сертификатов об обучении пилотов для получения допуска на тип воздушного судна, составление фиктивных документов о выполнении технического обслуживания самолетов и другие нарушения. Но представители авиакомпании называли это "заказухой от конкурентов", черным пиаром и вообще создавали имидж компании, которая заботится о народе, снижая цены на перевозки.
Страшная правда открылась только 27 декабря, когда борт, выполняющий рейс из Алматы в столицу, при взлете потерял высоту и врезался в бетонное ограждение. Следствие показало, что ранее указанные нарушения действительно имели место, но за это правду пришлось заплатить 12-ю жизнями.