В каких скандалах была замешана «Алматыжарнама» - Караван
  • $ 495.2
  • 522.34
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В каких скандалах была замешана «Алматыжарнама»

В каких скандалах была замешана «Алматыжарнама»

Вчера в Алматы в районе Арбата ТОО «Алматыжарнама» демонтировало LED-дисплей.

  • 6 Марта 2017
  • 4674
Фото - Caravan.kz

Как оказалось, это была не авария, а плановый демонтаж экрана со стороны ТОО «Алматыжарнама». То есть по данным акимата Алмалинского района, все было произведено законно. Только вот хозяин экранной конструкции, генеральный директор ТОО Arbat Media Вадим Козинец опровергает информацию акимата и уверяет, что его даже не предупредили о «плановом демонтаже». В связи с этим, владелец LED-дисплея собирается подавать в суд на компанию ТОО «Алматыжарнама». Медиа-портал Caravan.kz решил вспомнить, в каких делах и скандалах уже было замешано данное товарищество с ограниченной ответсвенностью.

ТОО «Алматыжарнама» занимается оказанием рекламных услуг, контролирует участников рынка (другие рекламные агентства) и выдает разрешения на размещение наружной рекламы, проводит рейды и проверки размещенной в городе рекламы на соответствие требованиям законодательства, фактически осуществляя контрольно-надзорные функции акимата.

1. Подкуп со стороны «Алматыжарнама»

О том, что в недрах “Алматыжарнама” творится что-то странное, косвенно свидетельствуют постоянные проверки этого предприятия силовыми структурами. По данным Zakon.kz, 28 февраля 2008 года оперативники ДКНБ Алматы задержали гендиректора “Алматыжарнама” Дениса АЙРИХА, который сам пытался дать взятку 40 тыс. долларов старшему прокурору одного из управлений прокуратуры Алматы (см. “Нечистоплотная реклама”, “Время” от 1.3.2008 г.). Как выяснилось, представитель прокуратуры, проверяя деятельность “Алматыжарнама”, нашел немало нарушений Закона “О рекламной деятельности”. Испугавшись последствий, Айрих тут же предложил договориться и назвал цену — 30 тысяч долларов. Но прокурор отказался. Айрих поднял ставку до 50 тысяч “зеленых”, и стороны условились о встрече. Пока чиновник собирал деньги, прокурор доложил начальству о готовящейся попытке подкупа.

А в сентябре этого года прокуратура Алматы в очередной раз выявила нарушения в деятельности “Алматыжарнама”. Как сообщала пресс-служба надзорного ведомства южной столицы, “прокурорской проверкой установлено, что работниками “Алматыжарнама” проводились незаконные проверки хозяйствующих субъектов на предмет исполнения рекламодателями законодательства о рекламе, о языках, о государственных символах, которые не входят в компетенцию последних”.

2. Борат и «Алматыжарнама» — одним пиар, другим – навар

В 2009 году в СМИ появилась информация о том, что сотрудники коммунального государственного предприятия “Алматыжарнама” боятся “казахстанского журналиста” БОРАТА и любого упоминания о нем. Оказывается, они заставили заклеить имя этого персонажа на всех рекламных билбордах в Алматы, которые до этого сами же и утверждали.

В самых людных местах города появились билборды, рекламирующие известный напиток. На рекламном щите в качестве антигероя, перечеркнутого красным жирным крестом, нарисован персонаж, напоминающий нашумевшего героя британского комикса Саши БАРОНА КОЭНА, на плече которого красуется татуировка “Борат-ино”.

— Не успели мы порадоваться успеху рекламной кампании лимонада, как сегодня нас обрадовали из “Алматыжарнама”, — писал на популярном блогерском сайте Afftor.kz один из сотрудников рекламной компании. — “Вы что, не знаете, что фильм “Борат” в Казахстане официально запрещен?!” — заявил сотрудник данного учреждения. И предписал заклеить надпись в виде татуировки на плече одного из персонажей на рекламном билборде, дабы “не задевать казахстанскую интеллигенцию” и “не позорить облик города этим персонажем”. И плевать им на то, что они сами же дали письменное разрешение на размещение данных билбордов!

— Мы действительно подавали документы на размещение рекламы и в письменном виде получили разрешение, — рассказывает сотрудник рекламной компании, разместившей пресловутый билборд, Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН. — По правилам любой билборд перед вывешиванием утверждает “Алматыжарнама” — без этого ни одна реклама на улицах города не появится. Это предприятие просматривает билборд на предмет соблюдения закона о языках, следит за тем, чтобы он не содержал пошлости, призывов к разжиганию межнациональной розни, насилию, не портил морально-этический облик города. Лишь после этого реклама размещается. Так было и на этот раз.

Однако уже после того, как утвержденного Бората поместили на рекламные щиты, сотрудник “Алматыжарнама” приказал рекламному агентству: “Закрашивайте имя!”. Естественно, не предъявив никаких предписаний на бумаге.

Большинство рекламистов тогда отметили, что работа с “Алматыжарнама” строится так же, как и с госорганами: насколько ты вхож в высокие кабинеты, настолько быстро у тебя пойдут дела. Если у тебя с кем-то доверительные отношения, то проблем не будет вообще. Если никого не знаешь — столкнешься с бюрократическими препонами. Даже подбор персонала там говорит о многом. В этой структуре работают люди, которые по идее должны зарабатывать деньги в госбюджет, а работают они по существу на себя.

3«Эксперт по Буратинам»

В 2010 году бурное негодование у представителей казахстанского союза кризисных центров вызвало изображение Мальвины, помещенное на билбордах. Девушка, рекламирующая напиток, знакомый нам с советских времен, авторитетно заявляет, что является "экспертом по Буратинам".

Голубоглазая девушка с плаката, держащая в руках бутылку лимонада, кокетливо улыбалась и весьма тонко намекала: "Уж я-то знаю настоящего". Формально придраться здесь не к чему, неформально некоторые усмотрели в послании барышни эротический подтекст. Признанными знатоками и экспертами по Буратино также являлись Папа Карло и Карабас-Барабас.

Именно фраза "Уж я-то знаю настоящего" посеяла зерна сомнения в умах представителей союза кризисных центров, и они решили обратиться за помощью к тогдашнему министру культуры Мухтару Кул-Мухаммеду и написали ему письмо.

По словам председателя союза кризисных центров Зульфии Байсаковой, письмо осталось без ответа. Однако большинство Мальвин таинственным образом исчезли из мегаполиса. Однако стоит отметить, что данная реклама ранее прошла все инстанции, были соблюдены необходимые процедуры и получено одобрение организации "Алматыжарнама".

4. Получи добро от ТОО "Алматыжарнама"

В 2014 году ряд городских бизнесменов обратились в местную Палату предпринимателей (ПП) с жалобами на то, что их заставляют платить налоги за вывески с названиями предприятий как за объекты наружной рекламы, хотя по Закону "О рекламе" они таковыми не являются. После анализа сложившейся ситуации в ПП пришли к выводу, что неправомерные действия ТОО "Алматыжарнама" не ограничились только городскими вывесками.

Как отметил в интервью Central Asia Monitor заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК (НПП) Рахим Ошакбаев, неправомерность действий ТОО "Алматыжарнама" заключается в том, что оно, не являясь государственным органом, осуществляет контрольно-надзорные функции по проверкам субъектов предпринимательства, что прямо запрещено законодательством РК.

Решением акима города Алматы от 25 июня 1999 года №567 Управление визуальной информации и рекламы города Алматы было преобразовано в государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения "Алматыжарнама". В свою очередь, ГКП "Алматыжарнама" в 2012 году было преобразовано в одноименное ТОО. При этом городской акимат остался его учредителем. Таким плавным образом данное предприятие из государственного учреждения превратилось в коммерческую организацию, сохранив при этом частично функции государственного органа в сфере рекламы. "Алматыжарнама" фактически получило необоснованное преимущество на этом рынке в нарушение законодательства о конкуренции. А это соответственно привело к ущемлению прав и законных интересов субъектов рекламного бизнеса в Алматы. То есть каждый, кто планирует размещение рекламных объектов на улицах Алматы, должен в первую очередь получить добро в ТОО "Алматыжарнама".

Данная ситуация бы­ла рассмотрена 13 октября 2014 года на совместном заседании советов по защите прав предпринимателей НПП и ПП Алматы. И, как выяснилось, законом не предусмотрено какое-либо согласование предпринимателей по вопросам рекламы с коммерческими структурами. А так называемый "Лист согласования рекламного объекта" и вовсе не является стандартом государственной услуги.

5. Жалобы на «Алматыжарнама»

В феврале 2016 года все СМИ пестрили вывесками, что бюджет пополняется за счет автомоек. Юристы считали, что вывески со словами «Автомойка» являются рекламой и подлежат налогообложению. Соответственно большинство предпринимателей стали обращаться с жалобами, что их обязывают заплатить налог за рекламу из-за вывески "Автомойка".

Одна из таких предпринимательниц Суриям Низамдинова получила уведомление от районного управления госдоходов Алматы о погашении налоговой задолженности за размещение наружной рекламы почти на 40 тысяч тенге. На следующий день сумма возросла до 83 тысяч тенге. Однако она отказалась погашать задолженность. Предпринимательница посчитала, что вывеска является информацией о ее деятельности, но никак не рекламой. Позднее налоговики в принудительном порядке взыскали данную задолженность. Стоит отметить, что информацию о нарушении налоговой службе предоставили Управление архитектуры и градостроительства города и ТОО "Алматыжарнама".

По мнению экспертов Палаты предпринимателей, представители Управления архитектуры и градостроительства, которое и направило информацию о «недобросовестном» налогоплательщике в УГД, нарушило права предпринимателя, так как данная вывеска не является рекламной. Более того, с такими же жалобами на «Алматыжарнама» и на Управление градостроительства Алматы обратились такие компании, как ТОО INVIVO, ТОО «Манго Тревел», ТОО «Турфирма «Роза ветров».

6. Эхо Азиады

СМИ неоднократно сообщали о том, что нынешнего директора ТОО "Алматыжарнама" Султанбека Сыздыкова, в бытность его главой  городской дирекции Азиады-2011, обвинили в растрате вверенного чужого имущества в размере 23 млн тенге

Позже следствие переквалифицировала статью на другую, уже некоррупционную – "Причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием". В ходе расследования вина Султанбека Сыздыкова была полностью доказана. После того, как он возместил ущерб, уголовное дело было прекращено.