Санаторная школа в Западно-Казахстанской области была открыта 60 лет назад на базе восьмилетней школы села Орда Бокейординского района. В 1974 году школу перевели в Уральск, в здание областной оздоровительной школы-интерната, которой в последующем было присвоено имя Махамбета Утемисова. Сюда направляли детей, переболевших туберкулезом, а также тех ребятишек, чьи близкие родственники страдали от этого страшного недуга. В основном это были дети из сельской местности, зачастую по несколько ребятишек из одной семьи. Домой они ездили только на каникулы, да и то только те, у которых туберкулезная обстановка в семье нормализовалась. В советские годы интернат, рассчитанный на 330 мест, был всегда полным.
Дело в том, что в Уральске для детей из сельской местности существовала всего 1 областная школа № 11 с казахским языком обучения. Всех желающих она не могла вместить, поэтому многие родители соглашались устроить своих здоровых детей в санаторную школу-интернат, несмотря на риск заражения туберкулезом.
Дети находились на полном пансионе с трехразовым питанием. Причем попасть сюда было не так просто с учетом высокого спроса на городское обучение детей у чабанов и скотников. Однако в последние годы этот вопрос отпал сам собой, так как в Казахстане родители могут отдать свое чадо в любую школу. Численность детей в санаторной школе начала сокращаться. В прошлом учебном году там осталось всего 125 человек при проектной мощности 330 мест.
О закрытии санаторной школы чиновники от образования заявили в конце весны. Тогда же было объявлено, что здание передадут областной специализированной школе-лицею-интернату “Білім-Инновация” для одаренных детей. Это бывший казахско-турецкий лицей, где в основном обучаются дети состоятельных родителей, а также тех, кто имеет влияние в обществе. Как только эта новость была озвучена, родители заявили о своем категорическом нежелании переводить детей в другое здание. Они готовы были организовать протесты, чтобы этого не случилось. Родители также заподозрили, что землю, где находится этот лицей, хотят отдать в частные руки. Шумиха поднялась нешуточная, и чиновники оставили этот лицей в покое.
Зато буквально перед началом учебного года родители учеников начальных классов обычной общеобразовательной школы № 20 были поставлены перед фактом – младшее звено будет обучаться в здании бывшей санаторной школы.
Причем решение об этом, оказывается, было принято уже давно, однако родителей никто ставить в известность не посчитал нужным. Они узнали об этом через сарафанное радио, затем решили перепроверить у директора, который подтвердил информацию.
По проекту школа № 20 рассчитана на 964 места, а учеников числится 2 117 человек. Школа работает в трехсменном режиме, классных помещений катастрофически не хватает. Чтобы разгрузить помещения, было принято решение арендовать здание расформированной соседней саншколы. Однако родители эту новость восприняли в штыки. Они потребовали оставить детей в родной школе и не подвергать их здоровье риску, так как в саншколе учились переболевшие туберкулезом и контактные дети. Родители считают, что тут нарушены их права, а именно – на выбор школы.
Жители отмечают, что они подавали документы именно в СШ № 20 ввиду близости к их дому, безопасности передвижения детей. Перевод в другое здание, на пути к которому не создана уличная инфраструктура, их не устраивает.
Изначально в областном управлении образования заявляли, что в здании саншколы будет проведен капитальный ремонт. Однако на деле обошлись текущим ремонтом. Это обстоятельство еще больше смутило родителей учеников.
– Палочка Коха, мы знаем, живет 40 лет в земле. Дети здесь жили, принимали лекарства, Манту проходили каждые полгода – это всем известно. Полы там деревянные, линолеум старый. Дети пробегут – пыль поднимется. Мы не уверены, что наши дети не подхватят палочку Коха, мы боимся, – объяснила свое мнение Лариса НИЗОВЦЕВА.
– В эту школу мой ребенок не пойдет ни при каких обстоятельствах. Делайте ремонт, всё, как положено. Убедитесь, что безопасно, рекультивацию сделайте. Полжизни нам говорили, что даже подходить нельзя к этой школе, а теперь говорят, что здесь всё в порядке, – возмущается Жаслан МУКАНОВ.
В городском отделе образования заявляют, что у них имеется официальное письмо от департамента санитарно-эпидемиологического контроля ЗКО о том, что в здании саншколы обучение не будет представлять опасности.
– Также нам было предоставлено письмо от областного тубдиспансера, что в этой школе последние 3 года обучались дети, только контактные с больными туберкулезом. Акт проверки готовности школы к новому учебному году был получен 27 августа. До этого мы делали дезинфекцию и необходимый ремонт в здании, – заявила руководитель отдела образования Уральска Акжаркын ТЕМИРХАНОВА на встрече с родителями СШ № 20.
Родителей учеников не устроил такой ответ, они предполагают, что больные дети могли обучаться там, к примеру, 4 года назад. Они потребовали встречи с акимом Уральска, который должен взять на себя ответственность за происходящее.
– Набор учеников в школы уже закончился, и нам необходимо было ликвидировать трехсменное обучение в СШ № 20. А так как здание саншколы было свободное, мы воспользовались этим. Мы делали запросы в уполномоченные органы. Санаторная школа работала более 50 лет, но тут никогда не обучались больные дети, только контактные. В здании саншколы раньше жили и обучались ученики, работали люди, никто из них не заболел. Я понимаю родительскую заботу, но в здании саншколы безопасно, – заявил аким Уральска Абат ШЫНЫБЕКОВ на встрече с обеспокоенными родителями.
Перед Днем знаний власти установили освещение, светофор и заасфальтировали подъездные пути к бывшей санаторной школе. 1 сентября здесь состоялась торжественная линейка для учащихся, родителей которых властям удалось убедить в правильности принятого ими решения.
Однако часть родителей перевели своих детей в другие школы города, от греха подальше. А еще десятки родителей просто не пустили детей в школу и оставили их дома.
Сами пошли обивать пороги инстанций дальше. Они хотят возвращения детей в старую, пусть и переполненную, школу. Также они ставят под сомнение качество ремонта и дезинфекции, проведенных в саншколе. В связи с чем они намерены провести независимую экспертизу почвы у здания саншколы и доказать, что она небезопасна.
УРАЛЬСК