Тематика конкурса – “Локальные решения глобальных проблем в интересах устойчивого развития”. С 10 февраля по 10 апреля 2020 года в нем участвовало 158 проектов из городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента, 14 областей, включая моногорода и отдаленные населенные пункты.
В финал вышли 50 представителей гражданского общества, в числе которых: НПО, молодежные инициативные группы, этнические союзы, клубы по интересам и просто неравнодушные граждане.
Заключительный этап конкурса в связи с объявленным режимом ЧП и последующим карантином было решено провести в онлайн-формате. На суд жюри представлены проекты по трем номинациям: “Общество равных возможностей – стратегический ориентир устойчивого развития”, “Социальное предпринимательство в целях устойчивого развития”, “Цели устойчивого уазвития: в гармонии с окружающей средой”.
– В этом году было очень много интересных идей, – рассказывает член конкурсной комиссии, социальный предприниматель Эмин АСКЕРОВ. – И, главное, в них прослеживалась нацеленность на финансовую устойчивость и самоокупаемость, что очень важно для социальных предпринимателей. Для себя отметил два проекта. Один – общественного фонда “Emoji project” из города Нур-Султана. “Emoji” – кафе, которое трудоустраивает людей с ограничениями по слуху. Оно функционирует на протяжении полугода и уже смогло создать добротный сервис и повысить качество обслуживания.
– Как же работники общаются со своими клиентами?
– Во-первых, у них полностью расписано всё меню, в котором указан язык жестов, и по этим картинкам клиент может общаться с официантом. Грант от фонда они намерены использовать на закуп нового кухонного оборудования и повышение квалификации своих поваров.
Второй запомнившийся проект – “Мобильная социальная парикмахерская” общественного фонда “Аялаған Алақан” из города Уральска, которая может колесить по сельской местности и оказывать свои услуги, вовлекая и трудоустраивая людей социально уязвимой категории.
– Более 8 лет мы занимаемся волонтерством и благотворительностью, – рассказывает руководитель общественного благотворительного фонда “Аялаған Алақан” Рада ХАЙРУШЕВА из города Уральска. – Развиваем способности, таланты, занимаемся обучением. За это время поняли, что волонтерство не должно порождать иждивенчество. И нужно, чтобы все НПО переходили на рельсы социального предпринимательства, встали на ноги, были самодостаточными и самообеспеченными. Социальное предпринимательство – это уже мировой тренд, когда мы не только просто отдаем людям, но и трудоустраиваем их, помогаем решать проблемы. Эффект от этого в целом намного больше. Тем более что за столько лет мы поняли: просить у кого-то на самом деле очень трудно и сложно.
Мы обучили, к примеру, мать пятерых детей маникюрному искусству, и она стала зарабатывать сама, сначала по 300–500–1000 тенге. А теперь, когда уже набила руку, у нее появились свои постоянные клиенты, она несказанно рада и больше не просит помощи, сама обеспечивает своих деток.
Хочу отметить, что у нас есть разные направления. Обучаем живописи, рукоделию, проводим международные выставки. И уже многие вузы сотрудничают с нами, видя талантливых ребят, приглашают их к себе. И сами дети с ограниченными возможностями, которые отлично рисуют, выбирают для себя вузы. Это огромный шаг вперед. То есть тут мы не собираем деньги, а просим помочь знаниями и навыками. Умных и добрых людей на самом деле очень много, и те же малые предприниматели, которые уже поднялись сами, готовы делиться своими знаниями, обучать людей из социально уязвимых слоев, чтобы они могли зарабатывать сами.
Что же касается проекта нашей мобильной парикмахерской, который представлен на конкурс, то мы используем выигранный от Фонда Первого Президента грант на покупку оборудования. Чтобы не просить у салонов красоты, а иметь свое оборудование для обучения. И тогда сможем расширить наше дело.
Алматы