Национальный банк провел конференцию в честь 25-летия независимости Казахстана “Тенге – валюта независимого Казахстана”. Мероприятие состоялось в Национальном музее Астаны в минувшую среду.
В конференции приняли участие более 280 человек. Среди них – общественные деятели, представители отечественных вузов, зарубежных компаний в области производства денежных знаков, Международного общества банкнот, финансовых организаций.
Основная цель конференции – повышение осведомленности общественности об истории, значении и роли тенге как неотъемлемого атрибута независимости Республики Казахстан. Поэтому неудивительно, что большая часть выступлений была посвящена славной истории национальной валюты нашей страны.
– Наличие устойчивой национальной валюты является одним из основных критериев развития рыночных отношений и экономической независимости любой страны, – сказала заместитель председателя НБ РК Дина ГАЛИЕВА, открывая мероприятие. – Помимо всем известной экономической функции денег есть и другая сторона процесса, незаметная для общества, но крайне необходимая. Это деньги как отрасль, крупная индустрия. Ведь наличное обращение денег – это беспрерывно работающая система, параллельный мир – интересный и сложный.
В этом отношении тенге полностью выполняет все возложенные на него функции. Одной из наиболее важных является также сбережение накоплений населения. В этой сфере тоже происходит положительная динамика. Иностранные валюты постепенно вытесняются из сферы накопления, что показывает рост доверия к тенге.
На конференции заместитель председателя НБ РК Дина Галиева напомнила, в каких непростых условиях Казахстан принимал собственную, национальную валюту:
– Начало 90-х годов было достаточно тяжелым периодом для принятия такого судьбоносного для Казахстана решения: это масштабный спад производства, разрыв экономических связей, коллапс денежно-кредитных отношений между бывшими союзными республиками.
Тогда перед правительством и Национальным банком стояли серьезные проблемы – необходимо было обеспечивать устойчивость и конвертируемость национальной валюты в условиях обвального спада производства.
– Особое внимание было уделено процедурным вопросам введения национальной валюты: доставке новой валюты в обменные пункты, дате начала и продолжительности обмена денег, коэффициенту обмена. Вся работа велась под постоянным наблюдением и при непосредственном участии Президента страны. Именно за ним было последнее слово при принятии решения о дизайне новых банкнот, – вспоминает Дина Галиева.
Она напомнила, что обмен советских еще рублей на тенге был начат в 8 часов 15 ноября 1993 года и завершен в 20 часов 20 ноября. Таким образом, Нацбанк стал единственным эмитентом валюты в стране, что позволило Казахстану проводить собственную денежно-кредитную политику без согласования с Россией. Нацбанк стал классическим центральным банком, а кредитование экономики перешло к коммерческим банкам. Таким образом, с запуском собственной валюты начался новый этап истории нашей страны.
Первые 2 миллиарда тенге были напечатаны в Англии компанией “Харрисон и сыновья”. Тогда ряд серии “Портреты” состоял из банкнот номиналом в 1, 3, 5, 10, 20, 50 и 100 тенге. Были напечатаны также бумажные тиыны, которые просуществовали недолго.
Все последующие серии денег выпускались уже в Казахстане на Банкнотной фабрике НБ РК. Указ о ее создании Президент подписал в мае 1992 года. А уже в июне 1993 года был запущен первый в истории суверенного Казахстана цех по выпуску ценных бумаг. Партнером для создания отечественного предприятия по выпуску банкнот стала британская De La Rue. Именно она поставила оборудование и передала технологии по выпуску банкнот с полным производственным циклом. Фабрика выпускает не только деньги, но и другую печатную продукцию с элементами защиты: ценные бумаги, удостоверения личности, водительские удостоверения, дипломы и почтовые марки.
– Национальный банк Казахстана – очень нетипичный эмитент. Обычно центральные банки консервативны и не любят рисковать. Ваш Нацбанк – исключение. Он готов рисковать и пробовать, – рассказал региональный менеджер Oberthur Feduciaire Уилл СТАМПЛЕР. – Вы готовы пробовать новые технологии, первыми в мире использовать новые элементы. В результате у вас получаются передовые банкноты.
– Наше сотрудничество – это сотрудничество в инновациях, – поддержал коллегу региональный директор по продажам компании De La Rue Дэмиан КВЯТКОВСКИЙ. – Казахстан всегда первым принимает новые технологии. Это можно увидеть по тому, как менялся образ национальной валюты. Но это сделано не только из-за красоты, а чтобы лучше защищать банкноты. Ваша Банкнотная фабрика выпускает очень качественные банкноты. Они всегда очень сложные. Я сказал бы, по качеству не хуже, а лучше банкнот мира. Поэтому мы размещаем здесь свои заказы на печать денег для третьих стран.
Сегодня тенге имеет единый ряд, общую концепцию и дизайн, которые вбирают в себя понятия как художественного, так и технологического характера. Благодаря этому банкноты и монеты тенге не раз признавались призерами и победителями различных международных конкурсов.
Как рассказал главный дизайнер национальной валюты Алин МЕНДЫБАЙ, первую награду принесла банкнота в 10 тысяч тенге образца 2006 года. Она заняла призовое место в номинации “Лучшая новая банкнота” на валютной конференции Currency Conference 2007. В последующие годы казахстанские банкноты также принимали участие в различных международных конкурсах и удостаивались высоких наград. К примеру, так было в 2012, 2013 и 2014 годах, что является исторически важным моментом в летописи суверенного Казахстана, так как прежде национальная валюта ни одной страны не была удостоена трех наград три года подряд. В этом году банкнота номиналом 20 тысяч тенге образца 2015 года была признана лучшей региональной банкнотой 2015 года. Это событие произошло на конференции High Security Printing Europe в Румынии.
Инновации применяются и при изготовлении монетной продукции.
– Пара штемпелей может отчеканить 300–350 тысяч монет. Потом инструмент надо менять, – рассказывает главный дизайнер Национального банка Виктор ИВЖЕНКО. – Но наши специалисты на Ульбинском металлургическом комбинате покрыли их нитритом титана. Выход продукции вырос до миллиона монет. Первые штемпели нам делали на Берлинском монетном дворе. И когда к нам приехали немецкие специалисты, они не поверили, что одна пара штемпелей может дать такое количество монет без потери качества. Посмотрели на инструмент и говорят: “А почему они желтые?”. Тогда, в 1994 году, никто не использовал нитрит титана для защиты монетных штемпелей. А это покрытие увеличивает прочность металла в 3 раза по сравнению с тем, что мы получали за границей.
Ерлан КАЛТАЕВ, Алматы