Сейчас казахстанцы привыкают к жизни, от которой за годы пребывания в “горячей точке” почти отвыкли. Подводить первые итоги реабилитации можно будет позже. А пока “КАРАВАН” публикует данные, полученные от госорганов.
У Комитета национальной безопасности РК мы поинтересовались в том числе бюджетом “Жусана”: сколько средств было затрачено на транспортировку граждан, закуп питания и вещей, размещение в карантинном лагере, услуги теологов, психологов, медиков.
Как следует из ответа за подписью начальника подразделения КНБ С. АХМЕТКАЛИЕВА, материальное обеспечение вернувшихся граждан РК, оплата услуг специалистов организованы акиматом Мангистауской области и министерством образования и науки. Транспортировка произведена министерством обороны РК.
Эвакуированные лица в течение месяца находились в адаптационном центре в Мангистауской области, где велось медицинское обследование, дополнительно с ними работали психологи, теологи и педагоги, также была оказана помощь в документировании (в том числе восстановление ранее утерянных документов).
По возвращении лиц к местам прежнего жительства меры реабилитационного характера и наблюдение за ними будут продолжены местными исполнительными органами с участием НПО. Предусмотрен вопрос трудоустройства. Данная процедура будет решаться акиматами и общественными организациями.
В настоящее время продолжается досудебное расследование в отношении семерых участников операции “Жусан”, в интересах следствия детали не раскрываются.
Как ранее сообщала руководитель программы Управления ООН по наркотикам и преступности Вера ТКАЧЕНКО, в Казахстане, по данным на 2018 год, за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом, осуждено 656 человек. К пожизненному лишению свободы приговорены 32 человека. Самому молодому заключенному за терроризм – 17 лет, самому старшему – 48. За колючей проволокой находятся 13 женщин, признанных виновными по террористическим и экстремистским статьям. Вкус горькой полыни. Точка возврата для боевиков и их семей
КНБ РК дополняет: такая мера, как лишение гражданства, в отношении отбывших по данным статьям наказание лиц не применялась.
Бывшие осужденные по статьям за участие в экстремистской и террористической деятельности находятся под пробационным контролем по месту жительства в соответствии с законодательством РК. Результаты в целом удовлетворительные, фактов рецидива на данный момент не отмечается.
В настоящее время в зонах боевых действий в Сирии, Ираке и Афганистане продолжают находиться около 380 граждан РК и 400–500 детей. Также КНБ РК располагает данными о гражданах, которые желают вернуться в Казахстан. В интересах их безопасности подробности не раскрываются.
Министерство обороны сумму затрат на операцию “Жусан” не предоставило.
В ответе на запрос заместитель министра генерал-лейтенант Талгат МУХТАРОВ сообщил лишь, что в рамках участия в совместной гуманитарной операции минобороны выполнило задачу по транспортировке граждан Казахстана военно-транспортными самолетами Сил воздушной обороны ВС РК с приданными к ним экипажами.
Министерство образования и науки тем временем сообщило нам, что на 1 января 2019 года на территорию РК из зон террористической активности прибыло 39 семей, в том числе 91 ребенок. В рамках исполнения поручения правительства МОН разработало комплекс мер по организации реабилитационных процедур с несовершеннолетними.
– Для развития системы предоставления специальных социальных услуг для данной категории детей с августа 2018 года в рамках государственного социального заказа начата реализация социально значимого проекта “Организация деятельности по дерадикализации и реабилитации несовершеннолетних, прибывших из зон террористической активности”, – проинформировала пресс-секретарь первого руководителя Айгерим АЛИБЕКОВА.
Победителем по итогам конкурсных процедур определен ОФ “Право”. В рамках проекта в девяти регионах республики созданы центры реабилитации с возможностью краткосрочного пребывания. Структуры действуют в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской областях, в Астане и Шымкенте.
Деятельность центров направлена на повышение качества предоставляемых специальных соцуслуг, формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации семей, прибывающих из зон боевых действий. Сумма реализованного в 2018 году проекта – почти 100 миллионов тенге. "Там беда и война" — об ужасах в Сирии рассказала казахстанка, которой чудом удалось вернуться домой
Комплексом услуг, кроме несовершеннолетних, вернувшихся из зон террористической активности, их родителей и законных представителей, также охвачены дети, относящиеся к группе риска вследствие конфликта с законом.
В центрах работают психологи, юристы, соцработники, теологи, религиоведы, медики и педагоги дополнительного образования. Все они имеют опыт работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
– На каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации в зависимости от его потребностей в получении социально-правовой и психолого-педагогической помощи. Данная помощь предусматривает оказание содействия в документировании, оформлении причитающихся пособий и социальных выплат, охвате дополнительными учебными занятиями, досуговыми мероприятиями, услугами психолога и других узких специалистов, – отмечают в МОНе.
53 ребенка школьного возраста обучаются в общеобразовательных школах, 10 детей дошкольного возраста посещают детские сады и мини-центры.
Также разработаны проекты программ и методик по организации реабилитационной работы. В текущем году предусматривается проведение их экспертизы и апробирование. В настоящее время работа по оказанию услуг продолжается на базе указанных центров. Учитывая дополнительное прибытие в январе текущего года 30 детей, планируется создание аналогичных центров в трех регионах республики – городе Алматы, Павлодарской и Туркестанской областях.