Не успело начаться главное судебное разбирательство по делу лидеров организованного преступного сообщества (ОПС) – “черного генерала” финполиции Амирхана Аманбаева и криминального гения Сергея Ильина, как появилась новая интрига в этом резонансном деле. Как стало известно редакции нашей газеты, перед судом предстали якобы не все лидеры ОПС. Имя третьего лидера по неизвестным причинам не раскрывается. Но, возможно, уже на ближайшем заседании суда оно будет озвучено публично. И тогда скандала не избежать.
Почему в материалах уголовного дела имя третьего главаря ОПС не указано, думаем, еще предстоит выяснить суду. Известно только, что этот человек занимал не последнюю роль в иерархии ОПС: так же, как и Ильин, он курировал весь денежный поток в фирмах-однодневках. Напомним, речь идет о 86 лжепредприятиях, через которые обналичили 77 миллиардов тенге.
Работали долго и серьезно
Пока же известно имя его “правой руки” – Александра КОСАРЬКОВА, бывшего сотрудника правоохранительных органов и, как уверяют знающие люди, уволенного из госслужбы “по отрицательным мотивам”. Косарьков якобы занимался крышеванием лжефирм от внезапных проверок со стороны правоохранительных органов.
Правда, когда начались громкие аресты сотрудников финполиции и их подельников, Косарькову удалось покинуть пределы Казахстана.
Деятельность лжефирм была настолько безупречной, что сами сыщики удивились их слаженной работе. Причем настолько слаженной, что некоторые компании успешно занимались отмыванием черного нала, даже, когда главные фигуранты дела – Аманбаев и Ильин – сидели под арестом. И окончательно прекратилась их деятельность только в июне этого года, когда следствие было в самом разгаре.
Контролировать одному деятельность фирм Сергею Ильину, страдающему серьезным психическим расстройством, было не в силах. Вот почему у стороны защиты не возникло сомнений в существовании третьего дирижера ОПС. Кроме того, выяснилось, что Ильин курировал фирмы только до 2012 года. После бразды правления якобы передал другому главарю ОПС. Насколько эта версия верна, покажет судебное расследование.
Четыре уровня стиральной машины
Тем временем попробуем разобрать схему обналичивания денег. На первый взгляд, она гениальна проста.
Регистрация производилась на номинальное лицо, чаще всего даже не знающее, что он учредитель компании. Найти такого директора и привлечь его к ответственности за неуплату налогов практически невозможно. В редакцию случайно попали любопытные документы, рассказывающие о том, как работали эти фирмы.
Условно компании делились на 4 уровня. В первый уровень входили фирмы, имеющие государственную лицензию. Туда поступали денежные средства, выигранные в результате тендеров. Деньги перекидывались на счета фирмы второго уровня. Обналичивались уже на лжепредприятиях так называемого третьего уровня. Четвертый уровень, который, как условно обозначали сами члены ОПС, являлся “мусоркой”. Оттуда будто бы выплачивались налоги в бюджет государства. Заказчиками услуг фирм были министерства и разные ведомства: начиная с нефтяных компаний и до минобороны!
Так, в случае если начиналась внеплановая проверка налоговой полиции деятельности одной цепи лжефирм, то она автоматически заменялась другой. В одной цепи были представлены 4–5 компаний. Компании обновлялись ежеквартально. Соответственно тогда привлекались и новые лжедиректоры.
Рука руку моет
В этой огромной “прачечной по отмыванию денег” каждому члену ОПС отводилась своя роль. Помимо кураторов, контролирующих поток средств, в сообществе были свои “разводящие” и “курьеры”.
Одним из таких “курьеров”, занимающимся поиском новых кадров на должность директоров, по версии следствия, был Андрей ЗУБАРЕВ. Он родом из Караганды, поэтому подыскивал людей из своего родного города. После “краткого собеседования” людей отправляли на поезде в Алматы, где их встречал другой “курьер” БАУДИНОВ. Новоявленного директора отправляли к нотариусу МУРАЛИЕВОЙ, где оформлялись договора купли-продажи фирм. Обычно процесс регистрации занимал около недели. Кстати, конкурсный отбор на должность лжедиректора был не таким уж жестким. Среди руководителей фирм можно было встретить бомжей, заядлых алкоголиков, наркоманов и даже бывших уголовников.
Из материалов дела: “…Нотариус Муралиева всегда интересовалась у Зубарева, судимы ли люди, на которых оформляли компании, могут ли они писать… Иногда приезжающие были пьяными и выглядели совсем не по-деловому и не были похожи на будущих директоров, что вызывало у нее определенные сомнения”.
Сумма единовременного вознаграждения для лжедиректоров, по версии сыщиков, варьировалась от 50 до 120 тысяч тенге. Для безработного, согласитесь, – целое состояние.
Из материалов дела: “Как указал в показаниях лжедиректор ТОО “Отырар курылыс компания” Д. Мотыль, он встретился с парнем по имени Ринат. Тот предложил за один день заработать 20 тысяч тенге. Последние четыре года много употребляет алкоголь, поэтому ему было все равно, что подписывать. В Алматы провел 9 дней. Обещанные 20 тысяч тенге получил у Рината. Чем занималось ТОО, ему неизвестно”.
Из показаний лжедиректора ТОО “Куш Ай” Ж. КАРАБАЛАЕВА: “Весной 2012 года его знакомая обещала оформить кредит в банке. После оформления кредита они выпили, больше ничего не помнит. В документах по оформлению ТОО “Куш Ай” стоит его подпись. Не помнит, как подписывал, поскольку страдает алкогольной зависимостью”.
Из показаний лжедиректора ТОО “Дельта сервис”: “Свидетель Достова показала, что с 2012 года состоит на наркологическом учете в Караганде, не имеет постоянного жительства и работы. В июле их знакомый Нурлан рассказал, что ездил в Алматы и регистрировал ТОО, за что получил деньги. Этим в Алматы занимаются серьезные люди, у которых все схвачено… Потом повезли их в здание финполиции, чтобы пройти формальную проверку на предмет того, что фирма зарегистрирована на живых лиц. Они впятером жили в квартире. Ждали какого-то сотрудника финполиции, ответственного за благоприятное завершение проверки”.
Из показаний лжедиректора Silk way Company КОЖАХМЕТОВА: “Через своего знакомого познакомился с Синицким, который предложил съездить в Алматы и зарегистрировать на себя ТОО… В Алматы их встретил парень по имени Бахтияр. Они поехали в нотариальную контору. По приезде в Караганды он получил за оформление 50 тысяч тенге. Через несколько дней Денис поинтересовался, может ли он найти еще людей, которые могут за денежное вознаграждение оформить на себя ТОО. Он нашел Медведева, с которым отбывал срок заключения в исправительном учреждении. В Алматы их снова встретил Бахтияр. Они поехали в банк. После получения чековой книжки он поставил на всех листах свою подпись и вернулся обратно в Караганду”.
Дальше – больше
Это лишь маленькая толика деятельности ОПС “черного генерала” и его сообщников. Каким будет исход дела, покажут главные судебные разбирательства, которые назначены на 9 ноября. Процесс проходит в Алматы. Не исключено, что во время заседаний всплывут новые детали и станут известны пока никому не известные имена “прачек”, отмывавших деньги не только внутри Казахстана, но и через офшоры.
Продолжение следует…
Алматы