В чужом пиру похмелье - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В чужом пиру похмелье

В чужом пиру похмелье

Карагандинскому предпринимателю Сергею Кобжасарову сильно не повезло.

  • 14 Мая 2009
  • 1292
Фото - Caravan.kz

Его малое предприятие, занимавшееся снабжением промышленных предприятий города разными комплектующими материалами и запчастями действовало уже 10 лет и достаточно успешно, имея десятки и даже сотни партнеров в Казахстане и за его пределами.
Обороты компании тоже были солидными — счет шел на миллионы тенге.
И вот однажды к нему пришли налоговые полицейские и предъявили постановление суда, по которому один из его партнеров, с которым он провел всего несколько сделок, был признан лжепредпринимателем.
И хотя лично к Сергею и его фирме претензий у налоговиков не было, они предложили ему заплатить в казну огромную сумму — как якобы накопившийся долг, получившийся из-за его тех сделок с лжепредпринимателем. И оказался сей «должок» в несколько миллионов тенге.
— Абсурдная ситуация получается! — горячится Сергей. — Я им предоставляю все отчеты, накладные, квитанции — вот, смотрите, товар действительно был получен, вот документы от его покупателей — заводов… В ответ: «Ничего не знаем, если вы проводили сделки с лжепредпринимателем — извольте платить…» Второй год я хожу по инстанциям, доказываю, что я не верблюд, что работал честно. Стена, непробиваемая стена! На словах говорят, что я прав, но вот, такие, мол, у нас несовершенства закона… Так и пришлось закрыть фирму — разорили!
И таких бедолаг, как Сергей, в стране сегодня стало много.
Недавно АО «Издательский дом «Кезен», ТОО «Лодия», ТОО «Норд-Гарант», ИП «Елиманов С.», ТОО ПВП «Сервис-Внедрение», ИП «Дружков В.В.Н.», ТОО «Петропавловский автоучкомбинат», ТОО «Азимут-Сервис», и многие другие фирмы и компании страны были вынуждены направить письмо в адрес Президента, где вновь настойчиво просят обратить внимание на эту проблему.
«В последнее время предприниматели, имевшие несчастье провести сделки с организациями, которые впоследствии были признаны лжепредприятиями, сталкиваются с серьезнейшими проблемами, — пишут они. — Такие сделки, выявленные налоговыми органами в ходе проверок налогоплательщиков, признаются фиктивными на основании приговора суда в отношении лиц, причастных к лжепредпринимательству, и налоги, зачтенные по сделкам, предъявляются к оплате. Кроме того, на доначисленные налоги начисляются пеня с момента сделки и административный штраф.
В результате предприниматель, который добросовестно и скрупулезно строил свои отношения с бюджетом, в одночасье становится «злостным» неплательщиком налогов и должником перед государством.
Конечно, этот предприниматель имеет право обжаловать доначисление. Однако, как правило, желаемого, то есть законного результата, добиться практически невозможно. Суды, на которые возложена миссия осуществления правосудия в стране, и которые по закону должны рассматривать дело беспристрастно и справедливо, не отдавая предпочтение кому бы то ни было, практически однозначно принимают позицию налогового органа, игнорируя при этом и законы, и доказательства реального совершения сделок, и здравый смысл.
К сожалению, позиция государства по этому вопросу сводится к тому, что неуплаченные лжепредприятием налоги взыскиваются не с правонарушителя, а с добросовестного налогоплательщика. При этом не учитывается, что подобные действия могут повлечь за собой остановку работы предприятия и даже его банкротство. Таких примеров по стране уже десятки»
.
Об этом не устают твердить руководители различных предпринимательских объединений и ассоциаций. Например, Серик Туржанов, вице-президент Торгово-промышленной палаты Казахстана, Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей и другие, к чьему мнению могли бы прислушаться во властных кругах.
— Мы неоднократно поднимали этот вопрос перед правительством, писали письма, — рассказывает экономический советник председателя Союза «Атамекен» Алма Нургожаева. — Однако реальных сдвигов к лучшему пока нет. Лжепредпринимателя, признанного таковым по суду, лишают государственной регистрации. Отмена его государственной регистрации означает, что его убирают из реестра. И одновременно все, кто имел с ним дело, подвергаются налоговым санкциям. Представим: они провели с таким предпринимателем реальную, законную сделку. По корпоративному налогу у них на сумму этой сделки сразу увеличивается налогооблагаемый доход, со штрафами и пеней; по НДС у них сразу убирается из зачета такая же сумма. Все это выливается в огромные денежные потери, и даже одна такая сделка может привести любой добросовестный бизнес к разорению! В Союз «Атамекен» поступает большое количество жалоб от предпринимателей именно на это несправедливое положение.
Трагедия состоит в том, что санкции налоговиков вступают в силу на основании решения суда, и вплоть до Верховного Суда, который может вынести окончательное решение в пользу добросовестных предпринимателей, отменить их невозможно. Хотя сами налоговые инспектора признают, что сделка была реальной, не фиктивной, но сделать ничего не могут! Поскольку контрагент признан лжепредпринимателем — достается всем, и правому, и виноватому! Это вопиющая несправедливость, вызванная несовершенством и несостыковкой разных законов.
Положение осложняется очень часто еще и тем, что так называемую «обнальную» фирму, то есть истинного, «чистопородного» лжепредпринимателя иногда очень трудно распознать. Все у нее в порядке и с документами, и с офисом: бегают сотрудники, все работают… Да к тому же такая фирма часто проводит обычные, нормальные сделки, а «черный нал» у нее идет совсем по другой бухгалтерии. Этакий «симбиоз»: наверху — добропорядочные бизнесмен, а в подполе — станок для фальшивых денег. Поэтому его партнеру, проводящему сделку с такой фирмой, зачастую и в голову не придет, что ему здесь что-то может угрожать. Он платит деньги, получает товар — и до свидания, приятно было поработать! Но после этих изменений, внесенных в Налоговый кодекс, любая добросовестная сделка может оказаться «криминальной», если твой партнер по бизнесу объявлен жуликом. Но честный -то бизнесмен тут при чем, почему он должен испытывать в чужом пиру похмелье?! И, что еще осложняет эту проблему, добросовестные бизнесмены должны платить налоги за лжепредпринимателей, с которыми имели несчастье работать в течение последних пяти (!) лет. Так что карающая рука несправедливого закона может настигнуть бизнесмена из прошлого, о котором он, возможно, уже и забыл…
Возмущение и стенания разоренных предпринимателей, попавших под «каток» несправедливых положений Закона, донеслись все-таки до властных кругов. Абсурдность ситуации становится вопиющей и, как рассказали в Союзе «Атамекен», по этому вопросу готовится согласованный с правительством проект по изменениям в Уголовное и административное законодательство. Там будет сделана оговорка, что лжепредпринимателем будет признаваться только то лицо, все сделки которого были признаны недействительными. По остальным случаям будет введена новая статья, квалифицирующая такое понятие как «лжепредпринимательские сделки», и суды смогут разбираться по каждой сделке отдельно. И именно по ним будут приниматься налоговые и административные санкции. Таким образом, добросовестные предприниматели, которые проводили реальные сделки, останутся в стороне от махинаторов. Однако принятие новых положений закона сегодня явственно тормозится. Знакомый финполовец, который собаку съел на ловле всяких махинаторов, когда я обрисовал ему всю эту ситуацию, объяснил мне механизм торможения:
— Представь: ведь это сколько людей и времени надо, чтобы проследить каждую сделку, отделить фиктивную от нормальных, законных! На это никаких штатов полиции и налоговой службы не хватит, налоговикам и нам прибавится работы раз в десять… Если такие поправки будут введены, раскрытие «обнальных» фирм станет очень трудным делом. А это — прямой ущерб государству.
Конечно, в словах финансового полицейского есть доля правды — работать придется куда больше и профессиональнее, чем сейчас. Но надо же когда-нибудь избавиться от этого абсурда, когда за грехи мошенника платит честный бизнесмен! Ведь в нынешней ситуации и ломать голову особо не надо: раскрыл одну «фальшивую» транзакцию — и все вокруг нее сразу становятся криминальными субъектами… Мало того, что это обстоятельство сильнейшим образом бьет по добросовестному бизнесу, оно еще подрывает веру предпринимателей в справедливость законов, которые, оказывается, могут действовать не для защиты, а как кистень.
Но даже эти предполагаемые изменения в закон — когда они еще случатся? Ведь вся бюрократическая машина по изменению законов у нас движется очень медленно. Да и если Закон исправят — поможет ли это таким бизнесменам, как Сергей Кобжасаров, чей бизнес пустили по ветру?
Ведь закон обратной силы не имеет, даже если он — несправедливый…

Рисунок с сайта www.fsfo.ru