В древнем Риме знание о происхождении своего рода, право представлять свою фамилию было прерогативой только патрициев (аристократов), а у казахов повсеместно широко практиковалась генеалогия, знание имен своих предков до седьмого колена впитывается вместе с молоком матери. В последние годы в Казахстане становится все популярнее родология – наука, которая изучает законы развития рода, пути и поступки всех членов рода. Одним словом, притяжение генеалогического родства сродни неослабевающему инстинкту. Так почему для казахов так важна их родовая биография?
Феномен рода
— В сознании казахов феномен рода остается важным фактором. В чем загадка этого явления, которое присутствует в жизни казахского народа, в своем историческом развитии пережившего несколько формационных моделей? Проще говоря, что такое род для казаха?
— Идеальным воплощением устремлений казаха является общество близких людей, родственников. Это объединение, связанное кровнородственными отношениями, упорядочивает мир казаха, делает его жизнь более комфортной и содержательной, ибо только одно вечно под Синим Небом – продление рода, возобновление и продолжение жизни в будущих поколениях, — рассказывает Хаким Омар, редактор и издатель внушительного труда «Алтай шежіресі» о подроде Аргынов – Алтай. — Некоторые современные социологи, философы, историки и др. из своего кабинетного угла не устают говорить об архаичности традиционного социокультурного уклада, где преобладают родовое миросознание и клановая организация общества. Клеймят образ жизни, соотнося его с отжившими формами прошлого, называют устаревшим анахронизмом, не расположенным к интеграционным процессам современной жизни. Однако эти «пережитки родового строя» выработали мощный механизм защиты. Сегодня очевидно, что родовая система далеко не исчерпала свои возможности в социальной организации общества. Это сильная структура, мощь которой кроется в кровных связях, где каждый член рода ощущает силу притяжения, неудержимое влечение друг к другу. Импульсы сообщаются одним источником — единым предком, объединяющим всех. Их связывает одна родовая биография, одна материальная основа – родовые земельные владения, где застыли безмолвные могилы предков. Род, разрастаясь в людях и поколениях, своим присутствием доказывает жизнеспособность, право не только на существование, но и на преображение, на решение проблем социальной структуры сегодняшнего общества. В чем отличие родовой общины от индифферентного общества? Первая обладает «взглядом изнутри» и всегда испытывает тревогу, ощущая проникновение взгляда со стороны. В ней всегда присутствует боязнь «уронить лицо», в то время как второе совершенно лишено такого зрительного восприятия и ощущения, оно более свободно от влияния мнений и не испытывает особого беспокойства по поводу своего имиджа.
— Действительно ли казахские роды соперничали друг с другом? Феномен «қазақлық»: учёный объяснил происхождение казахов
— Каждый род имеет свою идентификационную характеристику, свою отличительную черту, индивидуальный портрет. Если в характере одного рода доминируют такие качества, как чрезмерная обидчивость, резкость и нетерпение к мелкому прагматизму, то другой отличается большой степенью толерантности и совершенным отсутствием дискомфорта от возможности получения выгоды для себя. Важную роль в формировании характера играет среда обитания, хозяйственная деятельность, близкое соседство с другими цивилизационными сообществами. Конечно, все это вопросы типологии – науки, в изучении которой делаются только первые шаги. В данный момент она может увести нас от главной темы нашего разговора.
В системе восприятия ценностей родового общества «родовой признак» является и остается важным индикатором его особенности, инаковости, и каждый представитель очень дорожит достоинством своего рода.
В его представлении он абсолютен и выгодно отличает от других. На сохранение и углубление родового престижа члены рода направляли все силы и энергию. Род обладает глубоким внутренним образом, в котором, по представлению человека, почти нет изъянов.
«Как известно, в традиционном общественном сознании противопоставление «свои-чужие» было чрезвычайно значимым, ибо оно отражало исконно присущее человеку стремление к самоопределению, выделению себе подобных, но иных», — утверждают авторы книги «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и Ритуал». Между родами всегда существовало чувство соперничества, которое проявлялось в спортивных, поэтических состязаниях, на праздничных и ритуальных мероприятиях. Но, что немаловажно, в этой здоровой конкуренции совершенно отсутствовали негативные элементы, агрессия, враждебность. Способность и возможность – вот куда направляли свою энергетику все члены рода, чтобы из множества частей собрать, сложить образ недосягаемой вершины — знак особой гордости и достижения перед другими. Это прекрасный пример корпоративной сплоченности, мощный фактор, объединяющий людей, позволяющий действовать всем в едином порыве, когда каждый член рода или общины ощущает себе частью единого целого, когда главный стимул – здоровая конкуренция.
Родовые отношения — существуют
— Есть ли место родовой системе в современном обществе?
— Роды, пронесшие свои имена через века, не растеряли самоорганизующих механизмов, мобилизационных возможностей. Архаическая модель родового уклада не превратилась в реликт доцивилизационного прошлого, а проявляет гибкость и жизнеспособность и примеряется к вызовам времени. Родовая система интегрируется в современное общество и на фоне общего кризиса гражданского общества приобретает большую востребованность и актуальность. Мы все больше и больше убеждаемся, что игнорировать родовой фактор и делать вид, что его нет – то же самое, что не считаться с действительностью. Родовые отношения существуют, хотя лишены экономической основы, не связаны с производственными процессами. Придет время, когда идеалы западного либерального пути уйдут в прошлое. И наступит пора прозрения, казах вступит на путь поиска и обретения самодиентификации, главным фактором его выживания и спасения станет сохранение этнической модели и этнических особенностей.
Традиционный род может стать мобильной группой в социальной структуре, мгновенно реагирующей на проблемы общества.
Современному казахскому обществу, которое еще сохраняет родовые признаки, нет никаких причин отказываться от своих родовых ценностей, мировоззрения, стиля жизни, его потенциал еще не исчерпан, и он способен воплотить свои идеалы в новом гражданском обществе.
Родовой сегмент, сыгравший выдающуюся роль в становлении степняков, и сегодня способен вдохнуть жизнь в тело нации и при условии свободного развития и гармоничного сосуществования с гражданским обществом внести весомый вклад в демографию и моральное состояние нации. У аргынов был общий предок, или Кто кому родственник
Род – биосоциальный организм с мощным жизнеспособным потенциалом, с четким внутренним саморегулирующим механизмом. Его способность к самоорганизации – важнейший аспект всестороннего развития. Родовая структура, как особая организация, объединенная общностью происхождения, с четко организованным внутренним порядком, со своей морально-этической базой, с мировоззренческой концепцией, обладающая высоким уровнем социальной мобильности, может принять самое активное участие в решении важнейших проблем государства.
Наша родовая самобытность вопреки всему существует и живет и ощущает себя составной частью единого. Любой род не мог мыслить свое существование вне общества, вне единого этноса. Род – живой орган, который не может функционировать без взаимодействия с другими. Несмотря на гетерогенность, неоднородную среду, казахские роды обладают высоким уровнем национального самосознания. Родовая структура, как цельная организация, объединенная общностью происхождения с четко организованным внутренним порядком, морально-этическим поведенческим характером, с повышенным уровнем социальной ответственности, способна возродить в новом обществе традиционные нормы социальной жизни – взаимопомощь, ощущение единства, общности людей и приоритет общественных ценностей.
Мощь генеалогического древа
— Из контекста нашего разговора проявляется важность фактора людских ресурсов в родоплеменной структуре. Наряду с демографическим ростом какие механизмы существовали в определении численности рода?
— Каждый род стремился привлечь на свою сторону больше людей и сохранить собственный численный потенциал. Чем количественно больше сообщество, тем оно могущественнее. Все члены служат целям усиления авторитета рода, стараются обеспечить его процветание. Этот процесс увеличения количественного потенциала связан не только с собственными возможностями, но и с практикой широкого вовлечения в демографическую орбиту рода, если воспользоваться специальными терминами, «блуждающих космических тел». Людской ресурс был стратегически важным аспектом для процветания рода. В степи существовал особая межродовая конкуренция – каждое сообщество старалось привлечь на свою сторону людей, оказавшихся вне своей этнической среды. Материнское нутро родовой общины жадно поглощало человеческий материал, «переплавляло», «отливало» в свою собственную этногенетическую форму, наделяло «родосущностными» свойствами мышления.
Обычай усыновления сирот, оставленных детей, пленных, беженцев, тех, кто в силу разных обстоятельств был оторван от своих корней, широко практиковался в родоплеменной среде.
Так в условиях постоянных войн, внешней угрозы и внутренней нестабильности каждый род укреплял численный потенциал не только за счет внутреннего демографического резерва, но и за счет внешних источников. А численное преимущество являлось важнейшим фактором усиления рода и продвижения его позиций. Традиционные шежиреши (составители родословной) выполняли очень важную роль в «укреплении и оздоровлении кости» рода, они выступали в качестве «сыныкшы» (костоправы) — «собирателей сломанной, раздробленной кости». Они умело вплетали в канву родовой структуры новые нити, скрепляли родственные связи, каждому приемному члену находили нишу в династийной схеме. Этот акт инициации, вхождения в род, обретения чувства братства и обращение в сыновей одного отца носил особый таинственный и убедительный характер. Новые родственники «братства» становились действительными членами родового сообщества, снабженные историей, в которую все верили, в том числе те, кто был непосредственным носителем этой легенды. Так они заполняли «белые пятна» в генеалогической схеме, занимали места некогда без вести пропавших, детей, угнанных в плен, или «воскрешали» умерших, в чью смерть родственники не верили.
К сожалению, современные создатели шежире вселили чувство отчужденности некоторым представителям родовой общины, разорвали своими неумелыми действиями связи, некогда объединявшие людей в одну родовую семью.
Мощь генеалогического древа покоится на внутренней силе. Это благодатная биофизическая среда, где ежедневно происходит акт сотворения жизни, обновления, акт передачи генетической информации. Старики уступают место молодым. Под сенью родовой семейной кроны увековечивается память об умерших предках и знаменуется преемственность поколений.
— Какую роль играла у казахов система знаний «Жеті ата» (знание имён предков до седьмого поколения)?
— Это заповедь стариков, блюстителей родовых обычаев. Это не только формула знания реального родства по крови, осознания причастности к единым корням, но прежде всего – важнейший этногенетический код, упорядочивающий мир, организующий жизнь казаха. Возрастной ценз, определенный семью поколениями как родовой возраст, еще не достигший совершеннолетия.
Граница, проходящая между седьмым и восьмым поколенным возрастом, разделяет родственных людей на до и после, строго очерчивая круг правил: для одних соблюдение запретов и табу, недопустимость инцеста, пересечения линии внутри рода между кровно близкими людьми, и для других – послабление закона – предоставление возможности для преодоления запретов.
Таким образом, решался вопрос этногенетической состоятельности рода, шире — этноса. В запрете инцеста подразумевалось сохранение между родственными членами рода чистоты отношений, исключающей физическую близость, и желание не потерять репродуктивную мощь рода, что является гарантом морального и физического здоровья рода. С другой стороны, на восьмом поколенном возрасте снижались центростремительные этнические импульсы рода, волны внутренних порыв смывали ограничительные дамбы запретов. Внутренний механизм самосохранения рода не мог воспрепятствовать естественным рефлекторным призывам восполнения демографии, что является во все времена актуальной проблемой степного этноса. Род, как и человек, переживает процесс возрастного становления, достигает совершеннолетия и зрелости. Какие женщины упоминаются в шежире казахов, и как теперь их имена исчезают оттуда
Феномен рода и сегодня будоражит сознание людей. Его ростки, произрастая через трещины и щели несовершенных общественных структур, заявляют миру о вечных ценностях родственных уз, которые могут стать важным аспектом развития социальности, обретения сплоченности и солидарности. Род может сыграть неоценимую роль в возрождении гражданского общества, переживающего глубокий внутренний кризис. В ипостаси нового казахстанского общества лицо родовой общины не должно быть завуалировано, скрыто, ибо создание будущего невозможно без учета опыта прошлого.
Непрерывная связь имен, скрепленных родственными узами, сообщает импульсы далеких эпох, которые в сердцах современников отзываются ощущением единства и сопричастности к истории.
Главная идея шежире обретает полноту в тесной связи имен предков и потомков, в преемственности поколений. Именно вкупе со своей историей, национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем.