Особенностью этих крупномасштабных учений стало использование войсками современных форм применения боевой техники. Так, для своевременного обнаружения и поражения противника из сил и средств группировки были сформированы разведывательно-огневые и разведывательно-ударные комплексы. Разведка велась беспилотными летательными аппаратами и радиолокационными станциями, которые передавали сведения на командные пункты в режиме реального времени, а боевые подразделения артиллерии и армейской авиации на основе точных разведданных наносили сокрушительный удар по выявленным целям противника.
Что характерно, войска вступали в бой, хоть и учебный, без какой-либо предварительной репетиции. То есть не как раньше, когда накануне активной фазы каждое действие подразделения отрабатывали по минутам и секундам. Тренировались, чтобы перед министром обороны не ударить в грязь лицом. На этот раз я видел, как подразделения сил специальных операций, используя опыт боевых действий в особых условиях, скрытно выдвигались ночью в назначенный район и проводили молниеносные операции по уничтожению засад противника и их разведки. Солдатская головоломка: какие сюрпризы ждут новобранцев в армии этой осенью
Накануне я познакомился с командиром войсковой части № 03811 регионального командования «Юг» подполковником Алиханом Мулдагалиевым, который в ходе учений вместе со своими подчиненными мастерски применял комплексный способ засад, наблюдения, минирования маршрутов и возможных путей отхода, а также захват необходимых «секретных документов» условного противника и «языка».
— В таких скоротечных действиях основную роль мы отводим правилу «золотой минуты», в течение которой противник должен быть непременно уничтожен во избежание занятия им выгодных боевых позиций до подхода главных сил, — комментирует выпускник Национального университета обороны Алихан Мулдагалиев.
Его старший сын Ерасыл в качестве разведчика в/ч 21450 РгК «Юг» тоже принимает участие в этом учении. С момента его призыва в армию прошел почти год, до увольнения в запас остался всего месяц.
– 11 месяцев службы пролетели незаметно, отца за это время видел только один раз, когда он смог приехать осенью прошлого года ко мне на присягу, – признается Ерасыл. – В армии я узнал, что такое войсковое товарищество, армейская дружба, еще больше стал понимать и уважать отца, его профессию. Здесь на учениях мы пока не встречались с ним, но я знаю, что он где-то рядом и мысленно, как старший командир и отец, поддерживает меня (улыбается). Это учение для меня как дембельский аккорд. Победим врага, покажем, чему научились за год боевой учебы, и по домам с чистой совестью.
Танковая карусель
За активной фазой учений наблюдает министр обороны генерал-лейтенант Нурлан Ермекбаев. Генералы и полковники медицинских масок не снимают. Прильнули к биноклям. На поле боя – танки, которые уже не идут ромбом, как раньше. Они ведут по условному противнику непрекращающийся огонь из орудий, получивший название «Танковая карусель». Она предусматривает, что каждый танковый взвод проводит огневое воздействие непрерывно. Первый танк ведет стрельбу с огневых позиций, постоянно меняя основную локацию на запасную. Второй находится на выжидательной позиции в готовности заменить первый танк, наблюдая за противником. Третий – на загрузке боеприпасов.
После выполнения огневых задач первой боевой машиной происходит смена танками своих позиций, что напоминает принцип вращения карусели. Это требует высокой слаженности подразделений и мастерства экипажей, а также позволяет постоянно вести поражение и подавление противника, не давая ему развернуть свои силы в боевой порядок.
От напряжения пот льет градом, но командиры довольны. Нурлан Ермекбаев прямо на командирской вышке подводит предварительный итог, рассуждая, что «основным фактором совершенствования современной армии является практическая эффективность подготовки». В оперативно-тактической подготовке это изучение и применение опыта современных вооруженных конфликтов, а в боевой учебе – внедрение в процесс обучения армейской тактической стрельбы. Именно это актуально в условиях асимметричного характера боевых действий.
За дни КШУ скучать никому не пришлось. Органы управления также руководствовались опытом современных вооруженных конфликтов и наряду с классическим принятием решения на операцию проводили планирование боевых действий на каждые сутки, а где надо было — и каждый час скоротечного современного боя.