Казахстан по количеству предпринимателей на душу взрослого населения в настоящее время занимает 16-е место в мире – опережая при этом США, Японию, Великобританию и многие другие высокоразвитые государства. Такой неожиданный вывод сделали эксперты по итогам специального исследования в рамках международного глобального мониторинга предпринимательства (GEM).
Это исследование уровня развития малого и среднего бизнеса проводится совместно ведущими университетами из 40 стран мира начиная с 1999 года.
Кушать очень хочется
Большое число бизнесменов в нашем отечестве – не столько итог деятельности государственных органов по поддержке предпринимательства, сколько результат тяжелых лет экономического кризиса, приучивших людей надеяться только на себя. Около 36 процентов наших начинающих предпринимателей были вынуждены заниматься бизнесом, поскольку у них не было других возможностей заработать на жизнь, констатируют эксперты GEM.
В вопросе “мотивации” Казахстан находится рядом с Перу (37 процентов) и Доминиканской Республикой, где 35 процентов предпринимателей занялись собственным бизнесом из-за отсутствия других способов прокормиться.
Хуже в этом плане дела обстоят только в разоренных войнами Сербии и Хорватии, где “по необходимости” собственное дело создал каждый второй. А вот в богатой Дании по этой причине занимаются бизнесом всего 6 процентов предпринимателей, в Ирландии – около 9 процентов.
В развитых странах основным мотивом для открытия своего дела являются новые возможности и инновации – именно такие причины называют сами владельцы “малых” фирм на Западе. В странах ЕС зарегистрировано около 25 миллионов малых и средних компаний, которые дают работу 75 миллионам человек и составляют почти 99 процентов всех зарегистрированных предприятий.
В развитых Италии и Германии, которые машиностроение вывело в лидеры мирового экспорта, доля малых предприятий в промышленности составила соответственно 93 и 81 процент, в США – 80 процентов.
Спасибо родственникам
Если у нас в стране заниматься бизнесом людей вынуждают обстоятельства, то нет ничего удивительного в том, что у большинства начинающих свое дело нет ни серьезных средств, ни специального образования. В ходе опросов эксперты GEM выяснили, что более 60 процентов начинающих предпринимателей получают доход 12 – 72 тысячи тенге в месяц. Всего 10 процентов имели доходы от 96 – 180 тысяч тенге. При этом 2,6 процента зарабатывали ниже 12 тысяч тенге, и лишь 5,3 процента зарабатывают 180 тысяч тенге в месяц. Суммы, мягко говоря, небольшие – если, конечно, бизнесмены отвечали чистую правду.
В ходе опросов эксперты GEM выяснили, что в среднем цену открытия нового дела наши начинающие бизнесмены оценивали в 8 процентов от своего годового дохода, а стоимость стартового капитала – в 26,6 процента от этой же суммы. В сумме стоимость открытия и запуска предприятия обходится предпринимателю примерно в треть годового дохода (но опять же вспомним совсем небольшие, по их признанию, суммы этого самого годового дохода). При этом только каждый пятый может открыть свое дело на собственные средства, остальные вынуждены деньги занимать.
Банки в качестве источника начального капитала, как правило, не рассматриваются. Деньги наши граждане предпочитают занимать у родственников (57,3 процента), друзей (30 процентов) и коллег (3 процента).
Очень малый бизнес
Ну и что можно открыть на несколько тысяч долларов? Малый бизнес в Казахстане – это главным образом торговля и услуги, причем в самом дешевом ценовом сегменте. Даже в сравнении с Турцией, Латвией и Россией Казахстан имеет наименьшие показатели по новизне продуктов и услуг и использованию в бизнесе или производстве товаров современных технологий. Так, только чуть более 5 процентов начинающих предпринимателей в нашей стране используют новейшие технологии (не старее одного года), в то время как тот же показатель в Латвии равен 9 процентам.
Ситуация с новизной продуктов и услуг в Казахстане еще хуже, чем с технологиями. Так, только 2,9 процента начинающих предпринимателей предлагают продукт или услугу, которые являются новыми для их потребителей. Тот же показатель в Турции равен 40 процентам (!), в России – 17,9, в Латвии – 10,4 процента. Такой результат поставил Казахстан в конец списка по части инновационного предпринимательства.
А так как наши бизнесмены не в состоянии предложить новый продукт, то и на зарубежных рынках им делать обычно нечего. Как показали исследования, ориентация на экспорт у казахстанских предпринимателей довольна низка – продавать что-то за рубеж пытаются 3,37 процента начинающих бизнесменов.
У состоявшихся предпринимателей отношение к экспорту еще более скептичное – на чужие рынки готовы выйти всего 0,74 процента опрошенных. А например, в Латвии на экспорт ориентировано 13,79 процента начинающих предпринимателей, в Турции – 10,41 процента.
Исследования GEM открыли еще одну закономерность – как только начинается экономическое развитие и качество жизни нации улучшается, развиваются крупные предприятия, растут зарплаты, то число мелких предпринимателей сокращается. Людям выгоднее работать по найму, чем вести трудную и полную риска жизнь бизнесмена.
В то же время в более стабильных и развитых странах, где доход на душу населения от 15 тысяч долларов и выше, доля предпринимателей среди населения вновь начинает расти. В США, Гонконге, Норвегии, Ирландии в новых фирмах участвуют от 5 до 10 процентов взрослого населения.
Богатые против бедных
Тяга живущих в комфорте и сытости жителей развитых стран к собственному бизнесу всячески поддерживается тамошними правительствами, которые хорошо понимают все выгоды создания благоприятных условий для малого бизнеса. Потому что вовсе не крупные компании, а именно быстрорастущие малые фирмы (так называемые “газели”), несмотря на их ничтожное количество от общего числа (всего 2–4 процента), вносят решающий вклад в развитие страны и обеспечивают до 80 процентов прироста всех рабочих мест.
В Казахстане за последние три года численность таких предприятий выросла примерно на 20 процентов. Но это показатель весьма относительный, количество активных компаний снизилось на 7 процентов. Это, кстати, в определенной мере повлияло на рейтинг конкурентоспособности нашей страны – в нем Казахстан опустился с 51-го места в 2005 году на 61-е в 2007 году.
Главным препятствием для появления и роста новых “прорывных” компаний является коррупция – она позволяет нарушать закон тем, что имеет возможность оплатить эту “услугу” чиновников.
По мнению экспертов американской миссии USAID, в Казахстане имеют место отдельные искусственно создаваемые ситуации, когда бюрократические процедуры просто вынуждают предпринимателей давать деньги чиновникам. Например, они подсчитали, что общая “стоимость” очередей только представителей малого и среднего бизнеса в Казахстане для сдачи отчетности в налоговые органы составляет 2,6 миллиарда тенге, или 21,8 миллиона долларов в год.
Когда говорят, что в Казахстане высокий уровень коррупции, то это значит, что население страны неофициально делится на богатых и бедных, и богатые имеют гораздо больше прав, чем бедные.
Не секрет, что в нашем обществе коррупцию принимают и даже считают чем-то обыденным. Более того, на бытовом уровне власть денег над законом помогает избежать мелких проблем. Но закон не покупают просто так, закон – это правила и нормы поведения людей, граждан нашей страны. Закон предполагает, что все люди равны перед законом и друг перед другом. Поэтому у нас платят тогда, когда не хотят быть равными со всеми остальными гражданами республики. А когда все решают деньги, выигрывает соответственно тот, у кого их больше.
Сегодня, как это ни печально, Казахстан не может обеспечить равные права всем своим гражданам независимо от размера их кармана. Может быть, именно поэтому мы живем хуже, чем развитые страны. В сегодняшнем мире дороже всего ценится не нефть, не технологии и даже не деньги. Рост обеспечивает предпринимательская активность и способность общества создать равные возможности для граждан, позволяющие ее реализовать.
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ